воскресенье, 11 ноября 2018 г.

КОНЦЕРТ КАК БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ

1 ноября, в день рождения джазового композитора и пианиста Игоря Дадаяна, почившего год назад, состоялся концерт, порадовавший ценителей искусства обилием первоклассной музыки и душевностью. Отдавая дань уважения коллеге, на сцене Камерного зала Красноярской филармонии выступали солисты и ансамбли, почтенные профессионалы и начинающие музыканты.

Программа, посвященная 75-летию маэстро, начиналась с выступления Владимир Василенко. Известный в крае журналист, знаток джаза, много лет сотрудничавший с выдающимся музыкантом, в том числе и как ведущий концертных программ «Мини-бэнда» Игоря Дадаяна, Владимир Семёнович напомнил публике о несомненных заслугах артиста. 

Профессионал высокого класса, десять лет руководивший азербайджанским ВИА «Гая», и получивший широкую известность задолго до переезда из Баку в Красноярск (1988 год), Игорь Апресович способствовал легализации джаза на краевой филармонической сцене. В значительной степени благодаря его неутомимой концертно-просветительской деятельности, джаз в крае обретает статус высокого, равного среди равных искусства, перед которым распахиваются двери любых залов. Концертный абонемент «Джазовая музыка в академических залах», внедрённый Дадаяном в Красноярске, оказался удачной новацией, благодаря которой популярность его ансамбля долгое время оставалась высокой. Как, впрочем, и других джазовых исполнителей Красноярска, которым маститый музыкант указал дорогу на большую сцену, используя для этого одно-единственное средство убеждения - личный пример.


Можно смело утверждать, что процесс легализации джаза в крае сопровождался расширением и усилением творческих связей сибирских музыкантов, что выражалось, к примеру, в формированием ансамблей, действующих на постоянной основе, более того, играющих регулярно. Надо сказать, что ранее, до появления в Красноярске Дадаяна, местные джазмены были разобщены, и сотрудничали друг с другом разве что на фестивалях, возвращаясь после их завершения кто в цирковой оркестр, кто в ресторанную эстраду...




Однако Вероника Николаевна известна красноярцам не только как сильный музыкант, но и как специалист в сфере культурного менеджмента. И в прошлом году, и в нынешнем именно она организовывала концерт памяти Игоря Дадаяна, разрабатывала его сценарий. Судя по всему, сценическое действо с её лёгкой руки подчинялось концепции, не предусматривающей демонстрации достижений сподвижников и учеников Дадаяна, равно как и экскурсов в историю красноярского джаза. 


Очевидно, по этой причине в программе концерта, прошедшего 1 ноября, участвовали не только те, кто сотрудничал с джазовым артистом, но и молодые исполнители, не знавшие его лично. И даже совсем юные, как, к примеру, две ученицы красноярской ДМШ №3, бойко и звонко отыгравшие фортепианное переложение песни Раймонда Паулса «Полюбите пианиста». 


По словам Вероники Николаевны, одно из достоинств этого мероприятия как раз в том и состоит, что оно объединяет профессиональных музыкантов и тех, кто музыке ещё только обучается. С этой точки зрения, победители конкурса «Дети играют джаз», выступающие в филармонических мероприятиях, получают бесценные уроки мастерства и вкуса. Полюбив однажды пианиста и музыку, они им уже никогда не изменят. Это абсолютно точное, проверенное жизнью утверждение. Подтверждая его, кроме имеющего европейскую известность классического пианиста, уроженца Красноярска, а ныне петербуржца Сергея Редькина, можно назвать ещё несколько славных имён. Два музыканта из этого списка, пианист Олег Стариков (ныне москвич) и бас-гитарист ансамбля «Мейнстрим-бэнд» Дмитрий Тырышкин участвовали в концерте памяти Игоря Дадаяна. Оба в детстве обучались джазу, одерживали победы в профильных конкурсах, выступали на филармонической сцене вместе со взрослыми, опытными артистами, и это, безусловно, сыграло серьёзную роль в их эстетическом развитии, повлияв и на выбор профессии. 


К безусловно положительным качествам мемориального концерта, думается, можно отнести также жанровое разнообразие представленных на нём произведений. Между прочим, среди них было несколько не отличающихся стопроцентно джазовой чистотой. Но от этого сюжетно-композиционное единство концерта не пострадало ничуть. Наоборот, родственные джазу по многим параметрам иностилевые номера даже искушённым слушателям пришлись по душе. 


Такие, например, как замысловатая словно средневековая арабеска, ритмически и гармонически сложная композиция, исполненная дуэтом бас-гитаристов «Уагадугу» (Александр Зубрев, Дмитрий Тырышкин). Или, как рвущая душу в клочья баллада-вокализ «С любовью» (Olei) Нино Катамадзе, полная отчаянной боли, вызванной, по-видимому, утратой любимого человека и одиночеством, но одновременно и нежности, тёплого и светлого приятия мира, доброй и благодарной памяти... Её спела, точнее сказать, прожила на сцене Вероника Махотина, посвятив эту композицию вдове музыканта Галине Дадаян.




Александр Зубрев и Дмитрий Тырышкин. Дуэль басистов



 

Вероника Махотина. С любовью к музыке, зрителям, Игорю Дадаяну

Олег Стариков, прилетевший по случаю концерта из Москвы, познакомил красноярцев с авторской композицией «Посвящение Игорю Дадаяну», в которой явственно слышались интонации, свойственные незаурядному композитору и пианисту, тронувшие, видно, душу молодого коллеги. Пьеса прозвучала по-дадаяновски сдержанно, но при этом торжественно, возвышенно, и в самой малой, но достаточной мере романтично, мечтательно.


В составе трио Олег Стариков сыграл две композиции маэстро Игоря Дадаяна. Спору нет, музыкант он интересный, талантливый, хорошо образованный. 


Но его красноярские компаньоны (Олег Братцев — контрабас, Игорь Полухин — барабаны) не уступали ему, кажется, ни в чём, ни в техническом мастерстве, ни в умении музицировать, следуя драматургии и подчиняясь логике исполняемых произведений. Думается, что их трио можно без натяжки назвать тройственным союзом, настолько хорошо они сработались, образовав прочный креативный ансамбль.



Трибьют маэстро Игорю Дадаяну

Сыгранные ими пьесы Дадаяна идеально соответствовали общей тональности мероприятия. Обе они написаны в стиле джазового мейнстрима («основного течения», в переводе с английского). Обе многомерны и многослойны, красочны, просторны, насыщены образами детства и юности, полны до краёв радости и печали. Временами они тихи и прозрачны, как октябрьское утро, но чаще звонки и говорливы, словно горные ручьи. В них без конца сталкиваются в споре кавказский корневой фольклор, европейская академическая традиция и многоликий мировой джаз. Кроме того, есть в них некая эфемерность и недосказанность… Остаётся только посетовать на то, что музыка яркого и самобытного композитора звучит крайне редко. И утешиться тем, что на концерте, устроенном в его честь, звучало много чудесной музыки других авторов, в том числе им почитаемой. Можно предположить, что Игорь Апресович, будь он жив, отнёсся бы к концерту благожелательно, поскольку, как выразился один из его участников: «Кое-что мы всё-таки умеем».


И действительно умеют. В этот вечер весьма достойно прозвучали ансамбль Александра Зубрева (колледж искусств имени П. И. Иванова-Радкевича), сыгравший пьесу Сонни Роллинза «Святой Томас», а также дуэт гитариста Игоря Барышникова и тенор-саксофониста Дмитрия Райфа, предложивших публике изящную и легкомысленную боссанову Антонио Карлоса Жобима «Desafinado» («Мимо нот», в вольном переводе с португальского). Антон Дадаян (сын Игоря Апресовича) играл на фортепиано в сопровождении «Мейнстрим-бэнда» классический блюз. Биг-бэнд колледжа искусств «Огни Бродвея» (руководитель Владимир Дюков) свой выбор остановил также на классике, исполнив оркестровые пьесы Каунта Бейси, Нила Хэфти и Марка Фишера.





Бурю восторга вызвала баллада Джонни Грина «Тело и душа» в исполнении Вероники Махотиной (вокал) и Сергея Вервикишки (губная гармоника). Забыв об условности сценического действия, зрители как будто перенеслись в иную реальность. Зачарованные происходящим на сцене, сдерживая дыхание, они вслушивались в каждое слово страждущей героини, сострадая ей по-настоящему, всем сердцем… Эмоциональные контрасты, от жаром пышущей чувственности до тонкого трогательного лиризма, обнаруженные артистами в знаменитой балладе, как мне подумалось тогда, - не могут быть выдумкой и условностью в принципе, поскольку: «И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба...»



Несколько слов о партнёре Вероники Махотиной. Сибирский самородок, не обученный нотной грамоте, Сергей Вервикишка, судя по его многочисленным умениям, абсолютно профессиональный музыкант. Он специализируется на ирландской народной музыке, но охотно сотрудничает и с музыкантами иных направлений, стилей и форм. Весьма успешным и плодотворным, к примеру, был признан его творческий союз с симфоническим оркестром. Махотина, давно понявшая, какой он талантище, тем не менее была поражена тем, что Сергей сходу заиграл сложнейшее по фактуре произведение, причём так, как будто долго и тщательно репетировал его.

Кстати сказать, баллада «Тело и душа», как заметила вокалистка и бэнд-лидер Вероника Махотина, была одним из самых любимых произведений Игоря Дадаяна. Отметив высокий и строгий вкус глубоко чтимого ей артиста, она заявила, что музыкантов, наделённых такой взыскательностью по отношению к себе, такой исполнительской деликатностью, и вместе с тем редкостной образной и смысловой определённостью, - всегда были единицы. 


- Это бесспорный факт: пианиста, равного Игорю Апресовичу в Красноярске нет, - заметила Вероника Николаевна. - Заслуги его перед культурой края велики. Нельзя забывать таких людей. И человек он был замечательный, редкостно скромный, душевный и благородный, в общем, светлая личность. Наш концерт — это форма благодарения мастеру за его творчество, за счастье общения с ним.



Фото автора.

Газета "Красноярский рабочий" (09.11.2018): https://mail.google.com/mail/u/0/#inbox?projector=1