понедельник, 1 августа 2016 г.

ПРАЗДНИК ПАМЯТИ ЗАСТОЯ

Пятый открытый фестиваль исторического моделирования «Бородинское поле. Связь времен» был тематически ориентирован на грандиозные социально- экономические проекты периода угасания СССР. Прошёл на ура. Ностальгируем, обращаясь к прошлому? Или так и не выбрались из него? 

23 июля на площади и в парке Городского дворца культуры «Угольщик» (ГДК) города Бородино Красноярского края проводились масштабные мероприятия по случаю Дня рождения горняцкого города. Достаточно ординарное событие, скажет читатель, - стоит ли на нем заострять внимание? Стоит, и вот почему.


Примат статуса над здравым смыслом

Большая часть обширной программы празднества была идейно связана с фестивалем исторической реконструкции. В этом обнаруживалась отчетливая оригинальность праздника. И одновременно перегруженность смыслами, образами и персонажами, имевшими исторических прототипов и, увы, псевдоисторических, легендарных. Как мне кажется, несколько раз по ходу действа на дворцовой площади возникала угроза соскальзывания в ложную патетику, неудержимое самохвальство и фальшь. К счастью, всего этого удалось избежать, за что честь и хвала режиссёрам и артистам концертов, которые поэтапно происходили на трех сценических площадках (эстрадной, фольклорной и сводной, под большим шатром перед колонным портиком ГДК).


Не менее серьезна, полагаю, и вторая причина моего интереса к Дню города. С незапамятных времен этот праздник отмечался горожанами в конце августа «впритык» к основному празднику бородинцев — Дню шахтера, органично перетекая в него и образуя единое целое. Несколько лет назад их, как сиамских близнецов, отделили друг от друга. Смысла этой операции жители до сих пор не поняли, но с произошедшим смирились. Удивительнее другое. В прекрасном сибирском городке на самом деле празднуется вовсе не его день рождения, как можно было предположить, а день присвоения бывшему рабочему посёлку городского статуса.


Остановимся несколько подробнее на обстоятельствах явно немотивированного переноса Дня города из одного месяца в другой. И на тех выморочных и вредных, на мой взгляд, идеях, которыми эта рокировка мотивировалась.


Точная дата присвоения посёлку Бородино статуса города - 31 июля 1981 года. Именно этим числом датирован Указ Президиума Верховного Совета СССР за подписью М. П. Георгадзе. Попытаемся понять логику чиновников городской администрации, утвердившей новую дату празднования. Во-первых, хронологическая близость к 31 июля, дню обретения статуса города. Во-вторых, сакральная близость к 18 июля, Дню обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Как известно, православные бородинцы чудотворца игумена Радонежского, чьим именем назван городской храм, почитают как небесного покровителя Бородина.


Аргументы, как мне представляется, слабые до ничтожности. Уже постольку, поскольку близость даты празднования к дате «назначения» поселка городом не имеет принципиального значения. При определении и утверждении даты городского праздника в расчет должны приниматься только значимые факторы, один из которых целесообразность. Очевидно, что ей, понимаемой, правда, превратно, и руководствовалось городское начальство, искусственно разделяя праздники. Дело в том, что штатные мероприятия Дня шахтера намного пышнее и богаче иных городских мероприятий, потому как организуются состоятельной и могущественной Сибирской угольной энергетической кампанией (ОАО «СУЭК»). Ежегодно компания приглашает в гости к горнякам звезд российской эстрады, зачастую первой величины, устраивает лазерно-световые шоу, запускает в небо фейерверки на миллионы рублей. Город такой расточительной роскоши себе позволить не может. Чтобы не выглядеть бледнее в сравнении с более сильным «конкурентом», 4 или 5 лет назад было решено проводить День Бородино на месяц раньше, и по оригинальному сценарию.


В отношении религиозной аргументации переноса ситуация выглядит еще проще и очевидней. И точно также не выдерживает никакой критики. Нельзя забывать, что Российская Федерация — государство светское. Поэтому никакая религия у нас не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (цитирую Конституцию России). Таким образом, указания на религиозные праздники и иные церковные события, не могут быть использованы в пользу принятия той или иной даты Дня города, как единственно приемлемой.


Дата праздника, замечу, была выбрана неудачно еще и с практической точки зрения. Конец июня — это завершение концертно-гастрольного сезона практически для всех творческих коллективов России, и профессиональных, и любительских. Поэтому отыскать в июле артистов «с именем» и, что немаловажно, горящих желанием выступить на бородинской земле, практически невозможно. Замечу, что это подтверждалось уже не раз на практике. Основная «ударная сила» ГДК — это дети (около 80% от численного состава всех клубных формирований). Согласитесь, что отрывать их от отдыха в разгар лета - просто грех.


Светлое будущее


И тем не менее, несмотря на многочисленные угрозы (провинциализм, идеологические привязки и патриотические благоглупости), праздник в Бородине удался вполне. Кстати сказать, в каждой из программ обнаружились свои звезды, и взрослые и дети. И это безумно радовало, доказывая не лишний раз, что не оскудела Сибирь талантами. Устроителям концертов удалось созвать на День города артистов, не имеющих широкой популярности, но, безусловно, талантливых, как, например, гармонисты и певцы Виктор Барайщук и Александр Федченко. Один из них частушечник, мастер высокого класса. Его тонкие по смыслу, ироничные и задиристые куплеты — штучная работа народного поэта, молодого и, чувствуется, бедового, несомненно умного, даровитого, опытного. Надо сказать, что второй гармонист не уступал коллеге ни в артистизме, ни в музыкальности (к примеру, во владении инструментом и голосом). Его городские и сельские романсы выворачивали душу наизнанку, наполняя ее светлой печалью.


Успех сопутствовал и профессионалам из Новосибирска, скрипичному трио «Силенциум», что в переводе с латинского означает «молчание». Выпускницы консерватории, имеющие продолжительный и неизменно триумфальный опыт сценической деятельности, с блеском отыграли несколько разнохарактерных номеров, поразив бородинцев магией и магнетизмом высокой классики в соединении с роком. 







Примерно то же самое можно сказать и о Красноярском творческом союзе «СветочЪ», с той только разницей, что это коллектив народный. «СветочЪ», десять лет назад представлявший на сценах страны Бородино, выступил с продолжительной программой, состоящей в основном из произведений, написанных в последние годы, и отличающихся безбрежным оптимизмом и невероятными лиризмом и гармоничностью. Необходимо отметить, что гала-концерт на главной сцене начинался с торжественной песни, посвященной Бородино, написанной много лет назад руководителем ансамбля Павлом Кузнецовым.
 
Весьма высокого уровня были и выступления бородинцев. Как и прежде, безупречно выступил ансамбль народной музыки «Красна Русь» (художественный руководитель Виктор Авдеев), исполнив «вечно зеленые» деревенские песни и наигрыши. Успех сопутствовал также цирковой студии «Балаганчик» (рук. Валентина Глазырина), выступившей с новым акробатическим номером «Пилоты». 

Публика рукоплескала и выступлениям ансамбля солистов муниципального оркестра (дирижер Александр Чуринов), исполнивших несколько песен 60-х и 70-х годов прошлого века, в том числе и «Вологду» (вокалист Виталий Зорин), бессмертный хит «Песняров». Музыканты отыграли на двух площадках репертуар, соответствующий сценарной установке — играть музыку тех баснословных, безнадежно застойных лет, и, что не менее важно, исполняемых ВИА (вокально-инструментальными ансамблями). Что тут скажешь?.. Действительно, годы те, как говорил Аркадий Райкин, были мерзопакостные. Но какие песни звучали во времена заката социализма, дух захватывающие и уже не отпускающие никогда, фантастически мелодичные, композиционно стройные и изысканные!

Собственно говоря, все, что происходило в этот день вокруг ГДК, то есть событийная наполненность фестивальных акций (включая деятельность крестьянских и ремесленных подворий, павильонов предприятий и организаций) была накрепко привязана к теме промышленных мегапроектов времен правления дорогого Леонида Ильича Брежнева. КАТЭК (Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс), частью которого был и разрез «Бородинский», наравне с БАМом (Байкало-Амурской магистралью), считался стройкой века. Печально, конечно, но это исторический факт: ни та, ни другая стройка не были доведены до конца (силёнок у тогдашней власти не хватило, и ресурсов), но след в судьбах современников оставили неизбывный. 

Это отметил и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, выступавший с приветственной речью перед горожанами, но перед тем невольно ставший действующим лицом и участником «спектакля», поставленного молодыми работниками СУЭК, ИТР и рабочими. Виктор Александрович высоко оценил качество подготовки фестиваля, его насыщенность и разнообразие, умелую режиссуру, обнаруживающие явную любовь организаторов и постановщиков, а также городской администрации и руководства предприятий Бородина к своим землякам. Также губернатор подчеркнул, насколько высока и важна роль города в жизни края и республики, и не только в культуре и спорте, но и в экономике, энергетике и обороноспособности страны (напомню, что разрез «Бородинский» был и остается частью атомного проекта СССР и России, профессионально сотрудничая с предприятиями ЗАТО г. Зеленогорск).

О чем еще хотелось бы рассказать? О многом. О чудесной погоде. О лошадях в попонах, в нарушение закона о митингах и собраниях, пощипывающим травку на газонах. О звонких детских голосах, не стихающих до самой темноты. О божественном аромате плова и димламы, приготовленных узбекскими кулинарами из Красноярска. Наконец, о прекрасно оформленной площади (мачта в центре фонтана и расходящиеся от нее в разные стороны нити с многоцветными флагами). Идея убранства площади принадлежала директору ГДК Ирине Игнатковой и художнику Виктору Долгову. Автором дизайна главной сцены выступил музыкант муниципального эстрадного оркестра Владимир Гревнёв. На огромном баннере в глубине площадки был запечатлен город Бородино, точнее, западная его часть, дорога и стоящие по обе стороны от нее дома и строения. Изображение это, снятое особым образом (низкая точка съёмки), отличалось умопомрачительной живописной перспективой, можно сказать, устремленностью в бесконечность. Как и жизнь шахтерского города.


В подготовке праздника деятельное участие приняли Красноярский краевой дом офицеров и АО «СУЭК — Красноярск».