понедельник, 6 апреля 2015 г.

Тридцать два молодца из Дворца

Своё 25-летие детская цирковая студия «Балаганчик» города Бородино отметила почти двухчасовым гала-концертом.

Это был безусловный триумф. Торжество молодости, здоровья, силы, красоты и таланта. Представление на сцене Дворца культуры «Угольщик» (ГДК) превзошло все ожидания публики. Кроме хорошо известных и популярных концертных номеров, артисты одарили земляков целой чередой сюрпризов.

Живое живым

Приятные неожиданности начались ещё за полчаса до концерта. Пока зрители усаживались по своим местам, в зале чудодействовал джазовый квартет Александра Чуринова, разместившийся в обеих ложах бенуара. Музыканты были заняты ещё и в нескольких цирковых номерах, сопровождая, к примеру, выступление ковёрного клоуна и озвучивая акробатический этюд. Кроме того, они бессчётное число раз сыграли Выходной марш Исаака Дунаевского из к/ф «Цирк».

Если воспользоваться музыкальной терминологией, вполне уместной в данном случае, можно сказать, что живая музыка стала звуковой доминантой праздничного зрелища, полного сумасшедшей энергии, и вместе с тем романтики и возвышенного лиризма. В общем, полного жизни, - точнее, наверное, не скажешь. Музыка и сценическое действо соединились в гармоническое целое, изумив бородинцев... естественностью синтеза, от которого в провинции, увы, давно уже отвыкли.

Позже мы этой темы ещё коснёмся. Покуда же вернёмся к юбилейному представлению «Балаганчика». Ибо занавес поднят.

Гвозди на сцене

По числу «гвоздей» программа концерта, на мой взгляд, была беспрецедентна. И подчас весьма острых, если говорить о сложности трюков, бесстрашии и мастерстве исполнителей. Такого обилия хитов не было даже у гастролёров, посетивших Бородино в минувшем году, когда город, получив титул культурной столицы, принимал у себя именитых артистов.
На крыльях вдохновения



Первым из таких выступлений был гимнастический номер Натальи Тимерман, показавшей высший пилотаж владения телом и таким с виду простым, а на самом деле коварным снарядом, как воздушное кольцо.

По словам руководителя студии Валентины Глазыриной Наташа, довольно быстро освоив непростое по фактуре произведение, привнесла в него нечто личное и личностное, доказав тем самым, что цирк это прежде всего художественное творчество, а не механическая демонстрация физических достоинств и профессиональных навыков.

«Роза. Небесное совершенство» - так назывался номер Арины Тиляткиной. Боюсь, что описывая свои впечатления от этой акробатической композиции, мне не избежать, как и в рассказе о выступлении Натальи, «воздушной» коллеги Арины, ни слов восторга, ни указаний на особую сложность исполняемого произведения. Но что делать, если мне, матёрому критику, равно безжалостному и ко взрослым, и к детям, не удалось найти ни малейшего изъяна в их работе? Только хвалить. Только восторгаться. Арина была самим совершенством, справившись с труднейшими пластическими задачами и создав образ удивительной, неземной красоты.

Волшебное путешествие в Нирвану закончилось для зрителей внезапным визитом двух неугомонных молодцов (Дмитрий Богданов и Дмитрий Маньков; «Двое из ларца»). Взрыву бомбы подобным. Невеликого росточка, крепко сбитые мужички 11 годков от роду устроили на сцене жуткий кавардак. Через минуту от них уже рябило в глазах. Они беспрерывно соперничали между собой, комически имитируя, судя по всему, старорусскую борьбу в охапку, в схватку и на ворот. Кидали поочерёдно друг друга оземь и мячиками подскакивали ввысь, с тем, чтобы приземлившись, вновь сцепиться телами, причём в каких-то немыслимых, головоломных комбинациях. «Слипшись» спинами, забияки на бешеной скорости носились взад-вперёд по авансцене и катались кубарем от кулисы до кулисы. Публика в это время каталась со смеху. На что, конечно, и был расчёт. Намяв к обоюдному удовольствию бока и помирившись, драчуны впрыгнули в свой ларец, исчезнув так же стремительно и незаметно, как и появились.

Но потехи на этом не закончились. Вслед за сказочными задирами на сцене из кромешной тьмы вдруг «нарисовался» клоун (Евгений Важенин), решивший поразвлечься на лужайке жонглированием бутафорских кирпичиков. Его конечной целью было принять с земли на грудь как можно больше кирпичей, в полный размах рук, но искомого результата он достиг не сразу. Поистине это был путь через тернии к звёздам. Злодей-униформист заставил работать не играючи, а по-настоящему, в полную силу. В открытую издевались музыканты, сбивая с нужного ритма. Подневольный труд и творчество, как известно, две вещи несовместные. Как избавиться от этой дедовщины? Только хитростью. С «дедами» не повоюешь, башмаками закидают, что они один раз уже на Жене «отрепетировали». Поняв это, клоун избрал единственно верный путь... научившись жонглировать безупречно. Такой вот маленький спектакль, сыгранный без помарок, в быстром темпе. Если кто-нибудь заявит, что моя интерпретация «кирпичной» сценки в корне неверна, отвечу: «Подлинное искусство многозначно». И буду прав.

Кладезь сокровищ

Исключительно хороши были и последующие концертные номера. И вполне серьёзные, и не лишённые юмора. Запомнились выходы Анастасии Шатерниковой, представшей сначала в амплуа гимнастки на полотнах («Крылья»), затем исполнительницы в жанре хулахуп, как именуется игра со спортивными обручами. Отточенная техника, уверенность в каждом движении и несомненный артистизм, — всё это было видно, что называется, невооружённым взглядом. Но сердца зрителей Настя покорила другим — вдохновенностью. Понятно, что исполненные драматизма, страстные, бунтарские «Крылья» - это добротная ученическая работа. Но в ней присутствует профессиональная хватка, и это дорогого стоит... Не говоря уж о полном, до самозабвения погружении в драматический материал. В общем, молодец да и только.



Анастасия Шатерникова. Очарована. Окольцована


В крошечном интервью Бородинской телекомпании, показанном на большом экране в ряду других сюжетов, посвящённых 25-летней истории «Балаганчика», Анастасия сказала, что вряд ли цирк станет её профессией. А жаль. Российское цирковое искусство лишится такого яркого таланта. И, возможно, даже не одного, а трёх, если такое же решение примут её младшие коллеги, одарённые воздушные гимнастки Виктория Красикова и Елена Шавырина. Уже многое умеющие, судя по их выступлению на «бамбуке» (металлическом стержне с перекладинами). И ещё большему способные научиться. Потому что, кроме артистического дарования, они обладают такими ценными качествами, как умение учиться и умение дружить.

Впрочем, у педагогов, Татьяны Гуменюк и Валентины Глазыриной нет сомнений в том, что этими достоинствами в той или иной мере наделены все 17 артистов «Балаганчика», то есть весь концертный состав студии. И вообще, скажу по секрету, всех и каждого из своих питомцев она воспринимает как истинное сокровище. Включая и юную поросль студии, малышей-дошкольников, игравших на юбилейном представлении плодово-овощные роли (ещё 15 человек). Скоро и среди них выявятся таланты. Без всякого сомнения. И жанровые предпочтения обнаружатся.

Сермяжная правда

Выступавший с поздравительной речью председатель горсовета Василий Климов заметил, что зал ГДК не смог бы вместить всех выпускников студии, приедь они разом на торжество. Действительно, за четверть века «Балаганчик» обучил более 300 циркачей.

Так же Василий Николаевич не без гордости заявил, что город Бородино известен как краевая столица, или, как у нас ещё говорят, кадровая кузница биатлона. Не исключено, что такая же слава и судьба уготованы и местному цирку. Таков примерно был смысл выступления председателя Совета депутатов. Мне тогда подумалось: где-то я уже это слышал. Типа, «российское могущество прирастать будет Сибирью»... Ах, да. Это ж Михайло Ломоносов.

А ведь есть сермяжная правда и в высказывании Ломоносова, и в словах Климова, - не так ли? Думается, что многие согласятся с тем, что сибирская провинция - один из основных поставщиков талантов для европейской части России и зарубежья. Надо немного и себе оставлять. И вот это уже, как мне кажется, прямая обязанность депутатов всех уровней — позаботиться о закреплении специалистов на своей земле. Тогда, очевидно, цирковые студии, школы искусств и детские технопарки появятся даже в глубинке.

Что касается «Балаганчика», о его «производственной» эффективности говорят многие факты. По мнению специалистов («Красноярский рабочий» цитировал их неоднократно), это одна из трёх лучших в крае студий. Думаю, что нет смысла приводить здесь их послужной список. Скажу только, что он довольно пространен, и включает в себя среди прочих и значительные победы на многочисленных конкурсах, в том числе международных, где бородинцы удостаивались Гран-при и звания лауреатов.

Нельзя не упомянуть и о таком направлении деятельности студии, как первичная подготовка специалистов своего дела (базовая ступень), так же, как и о результатах этой работы.


Их немного, меньше десятка, бывших студийцев, а ныне артистов Госцирка России и других концертно-гастрольных организаций. Но, увы, такова реальность. Из выпускников провинциальных художественных школ только единицы становятся художниками, точно так же, как выпускники ДМШ — музыкантами. Однако ситуация, как мы понимаем, поправима. И способы её оптимизации всем известны. Детское внешкольное образование нуждается в большем, чем ныне внимании властей, включая, прежде всего, законодательную, и в куда более серьёзном финансировании.

Гимн бескорыстию и доброте

После концерта у нас Валентиной Глазыриной был короткий разговор. Начав с обмена мнениями о роли музыки в цирковом искусстве, мы невольно перешли на иные, обобщающие темы.

Выслушав от меня похвалу клоуну, 10-класснику Евгению Важенину, впервые и столь удачно выступившего в этом амплуа, Валентина Петровна рассмеялась:

- Вообще-то Женя жонглёр, владеющий, как у нас принято, несколькими цирковыми специальностями, но клоуном он стал по необходимости. Скажу без преувеличения — то, что эта роль у него получилась - не только его заслуга. На формирование образа и его закрепление сильно повлияли музыканты, отработавшие с нами, - шутка ли, 10 репетиций.

Наше с ними партнёрство началось случайно и спонтанно... Несколько месяцев назад мы одновременно с джаз-квартетом репетировали перед каким-то концертом. В то время, как музыканты играли романтическую пьесу «Потому что я люблю», мы, чтобы не мешать им, свой номер, а именно Аринину «Розу», повторяли без фонограммы. В какой-то момент нас всех как током ударило. Мы вдруг поняли, что эта музыка - гимн любви, красоте, жизни - совпадает с нашим номером не только ритмически, но и стилистически. Обменялись репликами одобрения. Разошлись. Но я об этой чудесной встрече не забыла. И когда пришло время, напомнила руководителю ансамбля Александру Чуринову о шутливом обещании поработать сообща. Он охотно согласился. В итоге у нас получилась целая концертная программа.

И это не единственный пример бескорыстного и плодотворного сотрудничества «Балаганчика», причем не только с коллегами, но и с людьми, далекими от искусства. Если говорить о концерте и о подготовке к нему, можно смело сказать: студии помогали многие. Начиная от родителей воспитанников, заканчивая столяром и электриком ГДК. Сценография художника Виктора Долгова отличалась изысканной простотой. Прекрасно, с душой отработали звукооператоры, рабочие и осветители сцены.

К позитивным итогам концерта необходимо также отнести и то, что в нём участвовали, причём с максимальной отдачей, все студийцы. От 4 до 18 лет. Понятно, что ошеломительный успех у публики акробатов, жонглёров и эквилибристов объясняется во многом юным возрастом артистов. Но это нисколько не умаляет их достижений. Напротив. И предыдущие победы, и успешный юбилейный концерт доказывают обратное. Дети зачастую способны на то, что взрослым не под силу. В «Балаганчике» подход к воспитанию и обучению основательный, и при необходимой строгости — уважительный. Отсюда высокие результаты.

Творчество в доброй, не побоюсь даже сказать, семейной атмосфере, которая изначально установилась в студии, приносит благие плоды. Вот уже 25 лет.