воскресенье, 26 октября 2014 г.

БОГАТЫРСКИЕ КЛАССЫ

Педагогическая новация приносит позитивные результаты.

Средняя школа №3 города Бородино стала одной из первых в Сибири, где появились казачьи классы. О двухлетнем опыте военно-патриотического воспитания в стенах обычного общеобразовательного учреждения «Красноярскому рабочему» рассказала директор школы Ольга Зевакина.
Оптимистические итоги
Ольга Зевакина (слева) и руководитель казачьего 2 «А» класса Алла Попрукайло
Рассуждая о мотивах создания казачьих классов, Ольга Яковлевна подчеркнула, что такая специализация, многим поначалу показавшаяся необычной, если не сказать диковинной, была обусловлена рядом серьезных причин. Одна из них — высокая результативность традиционных для казаков методов воспитания и обучения детей. Вторая — выдающаяся роль казачества в истории российского государства. Иначе говоря, идейная и педагогическая целесообразность.

- В многовековой истории России, - заметила Ольга Зевакина, - тема казачества, пожалуй, одна из самых интересных и, увы, наименее изученных. Слова «казак» и «казачество» нашли отражение в фольклоре, овеяны историческими легендами, воспеты в музыке, изобразительном искусстве и кино. Народные предания, песни и былины ставят служилых людей особого сословия вровень с богатырями. Казаком именуется в былинах Илья Муромец, один из самых популярных героев русского эпоса.

- О казачестве немало написано и учёными, и публицистами, - напомнила она. - Эту тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Ей вдохновлялись и литераторы, начиная от Александра Пушкина. Жизнь казаков во всех ее аспектах стала сюжетной и духовной основой творчества донского станичника Михаила Шолохова. Оценка роли казачества в истории России выражена в словах Льва Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». Настолько, по мнению классика, она высока! А между тем, как мало мы, в сущности, знаем о казаках, о их прошлом и настоящем.

Впрочем, как считает Ольга Яковлевна, в последние годы ситуация стала изменяться к лучшему. Процесс возрождения казачества сопровождается ростом интереса к нему россиян. Считавшиеся давно похороненными и забытыми, казачья воля и казачье дело возвращаются к жизни, крепнут, находят поддержку в широких слоях населения России.

Создание в Российской Федерации конца XX века казачьих кадетских корпусов и классов казачьей направленности — это обращение к эффективным воспитательным практикам прошлого. В сентябре 2012 года после письменного обращения родителей учеников 4 «А» класса к администрации города, в школе №3 был открыт первый такой класс.

В прошлом году был образован ещё один. И тот и другой, заметим, смешанные. Для обычной школы это единственно правильное решение, принятое в соответствии с образовательными канонами и с учетом учебных программ, тогда как в кадетских корпусах обучаются только мальчики. Итак, два класса за два года. И число и срок, конечно, небольшие, но некоторыми оптимистическими итогами их деятельности, наверное, имеет смысл поделиться.

За реализацию воспитательной программы в классах казачьей направленности школа награждена дипломом I степени Национальной премии в области образования «Элита российского образования» (номинация «Лучшее учреждение общего образования, реализующее программы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи-2013 г»). Кроме того, по результатам международного конкурса «Православная инициатива 2013-2014гг» школа получила приглашение на конкурс проектов социальных инициатив «Начинание».

На уроках. После уроков

Чем же, кроме ношения стилизованной формы отличаются от сверстников дети из казачьих классов? Прежде всего, тем, что они «проходят» на уроках, и в значительной степени тем, чем занимаются после школы. Одна из особенностей казачьего образования заключается в изучения специальных дисциплин: история казачества, основы православной культуры, казачий быт и фольклор. Немалое значение придается также искусству владения оружием. В учебный план, кроме того, заложен цикл нравственных бесед.

Казачьему воспитанию во внеурочное время служат многочисленные соревнования, смотры, фестивали, экскурсии, выставки. Несколько конкурсов изобразительного искусства были посвящены православной тематике: «Рождество Христово», «Красная Пасха», «Светлый праздник – Рождество Христово».

Также учащиеся занимаются историко-поисковой работой. С педагогической точки зрения, это весьма полезная деятельность, более всего влияющая на формирование у детей гражданственности и патриотизма. Этому, разумеется, немало способствуют и встречи со знатными людьми, ветеранами войн и труда, кадровыми военными.

Действительно, пользу от их визитов к казачатам трудно переоценить. Рассказы о походах и сражениях, солдатских буднях и праздниках — материал, замечательный не только в фактическом и нравственном смыслах. Это еще прекрасное подспорье для новых исследовательских проектов учащихся. При поддержке ветеранов, кстати сказать, пополняются фонды школьного музея. Кроме того, они помогают в организации выставок, предлагая в качестве экспонатов личные вещи. В школьном музее «Моя малая Родина» действует подготовленная ребятами экспозиция «Казачьему роду нет переводу», на которой можно увидеть одежду и предметы быта, оружие, фотоматериалы, связанные с сибирским казачеством и сибирской историей вообще.

Надо сказать, что юные казаки активны не только в школе. Они ежегодно участвуют в в концертных программах Дня города и мероприятиях, посвященных памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

- История России, - сказала Ольга Яковлевна, - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли беспримерное мужество, превозмогая тяготы и лишения. Как и во имя чего совершались те или иные подвиги? Почему наши предки жертвовали материальным состоянием, любовью, семьёй, здоровьем, самой жизнью? В обобщенном виде ответ на эти вопросы звучит так: «Потому что крепки были верой и беззаветно преданы Отчизне. «За веру, царя и отечество», - таков был девиз, распространенный среди русского офицерства начала прошлого столетия. «За веру и верность», - коротко объясняли свое религиозное, моральное и воинское предназначение казаки».

Педагог Ольга Зевакина убеждена в том, что использование в учебной практике примеров из истории казачества помогает воспитанию лучших человеческих качеств: гуманизма, духовности, терпимости.

- Учащиеся казачьих классов, - утверждает она, – это будущее Красноярья, нашей малой родины, и они должны знать как можно больше об истории края, сибирского и енисейского казачества, которому принадлежат уже и сами. Замечу также, что история России и краеведение рассматриваются нами как базовые составляющие воспитания и образования молодежи. Только на здоровых и крепких традициях, на любви к родному краю и можно построить достойное общество.

Игра — дело серьезное

По определению директора школы №3, цели педагогического коллектива и казаков Бородино едины – формирование у школьников целостного представления о казачестве, о его устоях и традициях, нравах, быте и культуре, о роли и месте казаков в историческом становлении Красноярского края.

Если говорить о задачах, основные из них, с точки зрения Зевакиной, это формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление к сохранению культурного наследие края и своей станицы (напомним, что у казаков принято называть город Бородино станицей Бородинской). Разумеется, одна из главных забот учителей — это физическое и психологическое здоровье своих питомцев.

- Педагогические взгляды казачества, - поясняет она, - выражаются в идеях и методах воспитания будущих защитников Отечества. Воспитание молодого поколения предполагает формирование духовно просвещённого и физически развитого воина-патриота, солдата России. На занятиях «Основы владения оружием» юным казакам даются установки ведения сабельного боя и прививаются навыки владения холодным оружием. Здесь, к примеру, осваиваются техники фехтования, такие, как вращения шашкой (настоящей, между прочим!) кругами и «восьмерками», рубка лозы.

- Особенно нравятся ребятам казачьи забавы, - признается Ольга Яковлевна. - К играм, кстати сказать, у нас отношение самое что ни на есть серьёзное. Ведь благодаря им у детей вырабатываются быстрота и точность психофизического реагирования, ловкость, выносливость, упорство. Игры, как известно, способствуют и развитию коллективизма. Наконец, это бездна положительных эмоций.
Педагоги и казаки обсуждают, где лучше зарыть "золото Колчака".

Ежегодно в первое воскресенье марта казачата вместе с наставниками и родителями на берегу пруда устраивают такую грандиозную забаву, как «Штурм снежной Царь-горы», но не гнушаются и простецкими, такой, к примеру, как перетягивание каната. С большим азартом соревнуются в умении ориентироваться на местности (игра «Следопыты»). В начале октября, между прочим, дети искали «клад Колчака», выступая разновозрастными командами в пригородном березняке со сложным холмистым рельефом. Ребятам пришлось не только изрядно попотеть, но и проявить смекалку и знания в реальной обстановке... После соревнований безусые «бойцы» вместе с казачьими старейшинами ели кашу, приготовленную теми на костре, горячо обсуждая недавние приключения. Еще одна традиция - это экскурсии на племенную конюшню в селе Новая Солянка.

- Совместно с казачьим обществом, - сообщила Ольга Яковлевна, - у нас проходят также внеклассные мероприятия нравственной и православной направленности. Вместе отмечаем и праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Троица, Медовый и Яблочный Спас, Пасха, День Победы. На Рождество ребята проводят колядки, на Крещение посещают молебен у реки, а 9 мая проходят в торжественной колонне к мемориалу павшим воинам, вручают цветы фронтовикам. Неизменно казачьи классы под присмотром взрослых казаков участвуют в конкурсе строя и песни, ежегодно проводимого в стенах школы.

Достойный выбор

Дети, по словам директора, всегда рады встречам с казаками, которые по-отечески заботливо, но без всякой дидактики наставляют молодежь на доброе. И атмосфера на таких встречах добрая, притом что они зачастую носят деловой характер. На часе атамана, например, который проводит станичный атаман есаул Андрей Деревягин, бурно обсуждаются насущные проблемы класса, школы, города и... международной политики.

В начале славных дел. 1 сентября 2012 года.
Так почему все-таки выбор пал именно на казаков, а не на представителей иных воинских формирований? Ответ прост. Казаки и казачество — это, как выразилась Ольга Зевакина, социокультурный феномен, поражающий своей многомерностью и отчётливыми, характерными только для них чертами и свойствами. Самостоятельный этнос, по мнению Льва Гумилева, возникший в лоне русской культуры и языка. Воинское братство, представленное выходцами из разных народов, объединённых патриотической идеей и православной верой. Стражи границ Отечества, славные не только ратными подвигами, но и высокими достижениями в науке, образовании, медицине, литературе и многих искусствах.

- Для нас казаки, - сказала в заключение беседы Ольга Яковлевна, - это несомненные духовные и нравственные ориентиры. И прекрасные образцы для подражания.

Думается, что оценённый специалистами как позитивный и перспективный, «казачий» опыт школы №3 может сослужить добрую службу и другим школам города и края. Казачьи наставники рады поделиться с коллегами своими наработками, аналитическим и методическим материалом.

P. S. Недавно казачке Единого енисейского казачьего войска Ольге Яковлевне Зевакиной был присвоен очередной чин подъесаула (за особые заслуги перед казачеством два года назад она удостаивалась чина сотника).


http://www.krasrab.com/archive/2014/10/18/09/view_article