воскресенье, 26 октября 2014 г.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ ДЕТЯМ И... БОРОДИНЦАМ

10 октября в Дворце культуры «Угольщик» города Бородино выступил Красноярский академический симфонический оркестр, представивший программу высокой классики. Успех был ошеломительным.

Концерт начинался с Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Были исполнены 5 пьес из 9-частной сюиты, включая и самые популярные «Тройку», «Вальс» и «Венчание». Отличающиеся редкой мелодичностью, проникновенностью, драматургической стройностью и феноменальным стилистическим (или «атмосферным», как выразился один писатель) соответствием литературному источнику, они были с восторгом встречены публикой.

Бурю положительных эмоций вызвали и «Славянские танцы» Антонина Дворжака. Для выступления в шахтёрском городке были отобраны два разнохарактерных и весьма непростых по форме и фактуре произведения великого чеха, изумительные по звуковой красоте, тонкой нюансировке и гармонической логике. Равно яркие и совершенные. Надо сказать, что романтик Дворжак не использовал «готовых» народных мелодий (чешских, словацких, польских и украинских), а сочинял их самостоятельно.

В отличие от него Петр Чайковский охотно цитировал народный мелос. Знакомую всем с детства музыку из балета «Лебединое озеро» Чайковского бородинцы восприняли как необыкновенную новинку, как чудо и великое откровение, поражённые многоголосой мощью и одновременно изяществом оркестрового воплощения игранных музыкантами, наверное, сотни раз мазурки, венгерского и испанского танцев.

Вдохновлённые непосредственной, непривычно эмоциональной реакцией зала, оркестранты были явно в ударе, забыв об усталости (три часа они добирались до Бородина и за три часа до этого концерта отыграли «утренник» для детей). Сюита из балета была исполнена ими, что называется на одном дыхании и в полную силу. А напористое, озорное, азартное соло трубы в «Неаполитанском танце» впечатлило даже местную молодежь, ничего кроме попсы не признающую.

Вальс Арама Хачатуряна из спектакля «Маскарад» по одноимённой пьесе Михаила Лермонтова, написанный композитором изначально (ни о каком балете тогда речь ещё не шла) для театра им. Евгения Вахтангова, нашел в Бородине целую армию почитателей. Заметим, что этот вальс, как, впрочем, и все до одного исполненные на сцене «Угольщика» произведения — признанный во всём мире мелодический шедевр, образец подлинной духовности, высокого мастерства и таланта.

Завершал концерт «Марш Радецкого» австрийца Иоганна Штрауса-старшего, который исполнялся коллективно, и оркестром, и публикой. Дирижёр Александр Косинский руководил не только музыкантами, но и зрителями, дав им счастливую возможность на протяжении всего марша музицировать, отбивая ритм ладошами. Причём не только форте, но и меццо пиано. В полном соответствии с партитурой, разумеется. И к обоюдному удовольствию «сторон».

Заметим также, что успеху концерта в немалой степени содействовала его ведущая музыковед Людмила Черепнина, выступившая в роли лектора. Каждый номер программы предварялся остроумным, коротким и ёмким комментарием, объясняющим эстетические особенности и «техническую» специфику того или иного музыкального произведения, причём, что очень важно, в привязке к культурно-историческому контексту. Со своей задачей Людмила Федоровна справилась блестяще, допустив, впрочем, одну-единственную оплошность. Она не предупредила зрителей о том, что каноны академической музыки не допускают аплодисментов между частями произведений. Впрочем, оркестрантам и дирижеру любвеобильность публики пришлись по сердцу. В провинции просто не знают как еще можно выразить свою благодарность артистам. Так велик ли грех? Научиться светским приличиям дело немудреное. А вот полюбить нечто чуждое, вызывающее отвращение невозможно. Разве что сымитировать.

Бородинцы в очередной раз доказали, что потребность в большом искусстве для них — это реальность, а не дань традициям и моде. Концерты классической, причем любой сложности, и добротной эстрадной музыки, балетные и драматические спектакли, собирающие полный зал — самый точный показатель активного и прочного интереса к художественной культуре.

И этот интерес, безусловно, должен поощряться. Независимо от того, какое у нас время на дворе, и что мы празднуем. Год культуры, как нынешний, или, быть может, год науки, экономики, садоводства и вышивания гладью.

И никого не должен смущать тот факт, что на сцене Дворца культуры в Бородине (и тысячи других домов и дворцов) симфонический оркестр едва вмещается, и виолончелистки сидят у самой рампы, а дирижер ходит бочком, рискуя упасть в партер.

Главное, чтобы сбывались желания, и в обделённую большим искусством провинцию приезжали оркестры и солисты. Для этой цели желательно заручиться согласием, а еще лучше клятвенным обещанием и со стороны артистов, и со стороны местного начальства: «Непременно будем», «Всенепременно примем»! Кстати сказать, с лёгкой руки Людмилы Черепниной это и произошло в Бородине. Заметим, прилюдно.

1 января будущего года двери «Угольщика» распахнутся для званых гостей, одного из лучших оркестров России — Красноярского академического симфонического филармонического. Возражения не принимаются.