пятница, 31 октября 2014 г.

70 СЧАСТЛИВЫХ ЛЕТ АЛЕКСАНДРА ЗУБКОВА


Юбилейный концерт разменявшего восьмой десяток музыканта произвёл на публику впечатление чудесного праздника. Каждое из произведений, прозвучавших со сцены ДК им. Ленинского комсомола города Зеленогорска, воспринималось как драгоценное подношение замечательному земляку. Но самым большим подарком, без сомнения, был он сам. И себе самому, и зрителям, и коллегам. Нестареющий, полный жизненной энергии, одержимый творчеством артист Александр Зубков почти половину программы отыграл соло, и остальную её часть как рядовой духовик в составе эстрадного оркестра.

Музыканты спасают мир

Александр Васильевич семь раз выходил на авансцену, солируя длительными периодами. Принимая в расчёт значительную психофизическую нагрузку — это и для молодых музыкантов серьёзное испытание. Тем более, что избранные им для бенефиса произведения отличались немалой сложностью. Впрочем, как уже было сказано выше, Зубков не старик, не пенсионер на отдыхе. Он зрелый профессионал, находящийся «при исполнении обязанностей», в боевом строю. А это предполагает не только интонационную и динамическую точность, но и выносливость.

Удивление вызывало другое — творческая всеядность музыканта. И не только жанровая и тематическая. Александр Зубков играл на 5 инструментах, в том числе и далеко не родственных между собой. И с равным, замечу, мастерством.

Начинался концерт поздравительной песней «Happy Birthday to You», с большим воодушевлением исполненной оркестром «Ритмы времени» (дирижёр Владимира Ксиво). В составе этого коллектива, надо сказать, Зубков играет уже 30 лет.

Следующим номером была виртуозная румыно-гуцульская «Ватра». В этой огневой пьесе (ее название так и переводится - «костёр») Александр Васильевич блеснул как исполнитель на флейте-пикколо, самой маленькой из поперечных флейт. Таким образом, концерту изначально были заданы оптимистический тон, бодрый темпоритм. И жизнеутверждающая идея, лучше всех, кажется, сформулированная героем Достоевского князем Мышкиным: «Красота спасёт мир».

До очередного сольного выхода Александра Зубкова прозвучали 4 разнохарактерных и равно уместных в концертном контексте произведения. Сначала эстрадный оркестр сыграл композицию Артуро Сандоваля «Вечер в Гаване», в которой с проникновенным, одновременно нежным и страстным соло выступил трубач Владимир Ручкин.

Затем баритон Юрий Фоменко спел в оркестровом сопровождении песню «Служу России». При немалой разнице в том, как служат родине солдаты и музыканты, общее между ними тоже есть, и весьма существенное — они это делают во славу Родине, во имя её процветания. Кстати сказать, Зубков в своё время отслужил три года военным музыкантом. Нелегких, по его признанию, но необыкновенно позитивных. В армии он закончил и музыкальное училище...

Вслед за «Ритмами времени» с двумя номерами выступил оркестр народных инструментов. Зрителям пришлась по душе инструментальная версия песни «Выйду в поле с конём» Игоря Матвиенко, которую многие считают народной. Еще больший успех снискала пьеса «Путники в ночи» Берта Кемферта. В ней уверенно солировал юный кларнетист, одарённый ученик Александра Зубкова, внук дирижера народного оркестра Ивана Прядуна Даниил.

Следующую часть концерта открывал виновник торжества. «Грусть кларнета» корифея американского джаза Сиднея Беше, сыгранная юбиляром, как и полагается, на кларнете, была встречена овациями. Артисту, кажется, без особых усилий удалось убедить публику в том, что грусть не менее позитивна, чем радость. Если она светла, конечно. И если светел ты сам.

Замечательный результат был закреплен мастером в следующей композиции, «Армянской мелодии», безусловном лирическом шедевре, полном изящества и благородства, подлинном гимне любви и верности. Эту пьесу Александр сыграл на корнете, отличающемся от своего «большого брата» трубы не только почти вдвое меньшим размером, но и теплотой звучания.

Даже тем, кто не знаком с трагическими подробностями биографии Александра Зубкова, могло показаться, что прозвучала исповедь или молитва музыканта. Так, очевидно, и было. Пять лет назад ушёл из жизни его сын Вячеслав, талантливый красноярский музыкант Слава Глюк. Не заросла ещё, видно, на сердце рана от потери.

Все, что после этого Александр исполнял на концерте, носило отблеск неугасимого света этой божественной мелодии. А «спеты» им еще были чудесная пьеса «Весь я», изумительное в своей простосердечной красоте сочинение Луи Армстронга, и романтическая «Звездная пыль» Хоаги Кармайкла. Эти темы прославленных американцев — своего рода маркеры «джазовости». А Зубков, без всякого сомнения, к джазу причастен. Можно даже сказать, что это один из компонентов его многогранной художественной натуры.

Разумеется, как тонкому ценителю прекрасного, ему не чужды и другие жанры, стили и направления музыки. Об этом достаточно красноречиво говорила и программа юбилейного концерта, к составлению которой он, конечно, приложил руку, - по другому и не бывает. И после строгого отбора, похоже, оставил то, что называется изюминками. В итоге, исполняемые в быстрых темпах произведения не уступали медленным ни по энергетической насыщенности и духовной глубине, ни по мелодизму. Поэтому, наверное, с таким восторгом были восприняты публикой и задумчивые «Осенние листья» Жозефа Косма, спетые Анной Южаковой, и совершенно хулиганский, или, как нынче выражаются, улётный «Рок-н-ролл», оркестровая пьеса, в которой Александр Зубков оторвался на полную катушку.

Бородинцев приняли как родных

Квартет из состава муниципального эстрадного оркестра города Бородино (руководитель Александр Чуринов), познакомил зеленогорцев с двумя абсолютно и во всем противоположными произведениями. Одно из них вокальное - песня Андрея Эшпая на стихи Евгения Евтушенко «Клеверное поле». Определить её жанр непросто... наверное, это философская лирика. Второе — «Санни», инструментальное переложение залихватской песни группы «Бони Эм», диско-хит 70-х годов прошлого столетия.

Впрочем, обе пьесы имеют и нечто общее. Прекрасный исходный материал и джазовую аранжировку. Кардинально изменив ритмическую основу и темп, бородинцы придали «Солнечной» (вариант перевода слова «sunny») скорость в 175 ударов метронома. Танцевать в таком бешеном темпе едва ли получится, но зато песня обрела новую жизнь. Так же, похоже, как и давно забытая песня живого классика русской музыки Андрея Эшпая. Исполненная барабанщиком и вокалистом бородинского оркестра Владимиром Гревнёвым, она тронула сердца зеленогорцев, можно даже сказать, больно царапнула их.

Тенор-саксофонист Виктор Гревнёв, солировавший во второй пьесе, удостоился не меньшего успеха. Импровизаторы такого уровня, как он, даже среди музыкально непросвещённой публики принимаются на ура. А в зале Дворца, как после концерта доложил мне юбиляр, собрались как раз знатоки высокой музыки. Разумеется, среди них было немало выпускников и учеников ДМШ, воспитанников педагога Александра Зубкова, и, конечно же, их родителей.

Человек-оркестр

Одна из причин того, почему Зубков стал универсальным музыкантом, или, как ещё принято говорить, мультиинструменталистом — специфика учебных предметов, которые он ведёт в музыкальной школе и... чувство долга.

В ДМШ Александр Васильевич преподает по классу духовых инструментов и оркестра, и это по большому счёту его профессиональная обязанность - играть на всех типах (группах) инструментов, деревянных и медных духовых, струнных, ударных и клавишных.

Формируя гармоническое, ритмическое и ансамблевое мышление учеников, учитель на личном примере должен показывать, как надобно играть. У плохого музыканта не может быть высокого качество преподавания, поскольку на уроках по специальности происходит передача опыта и мастерства. И простой демонстрацией навыков и приёмов здесь не обойдёшься. Педагогу необходимо играть если уж не образцово, то по крайней мере прилично. Александр Зубков в школе играет так же, как и на сцене. На пять с плюсом.

Печальная реальность музыкального образования в провинции — это почти полное отсутствие специалистов духовой музыки. Зубков изначально, едва только переступив порог школы, воспринял это как данность, став учителем-«монополистом», обучая тонкостям и премудростям игры и трубачей, и тромбонистов, и кларнетистов, и флейтистов. Чередуя индивидуальные занятия с коллективными.

Результаты почти 35-летней деятельности Александра Зубкова на этом поприще очевидны. И о них на фестивалях и конкурсах разного уровня из года в год... победно трубят его детские оркестры. Одни из лучших в крае.

Многие из его учеников стали профессиональными музыкантами. А тех, кто благодаря своему наставнику духовно просветился, приобщившись к музыкальной культуре и научившись музицировать — вообще не счесть. Их тьмы и тьмы.

Каюсь, забыл спросить у музыканта, зачем ему, давно уже достигшему уровня концертного исполнителя на флейте и саксофоне (деревянные инструменты), еще и многочисленные медные, которые он освоил столь же хорошо. Одно дело — школа. Совсем другое — сцена. Ведь при его рабочем графике о сколько-нибудь частых выступлениях, тем более гастрольных, и речи быть не может. Где и как этот арсенал использовать?

Полагаю, что если б эти вопросы прозвучали, он ответил бы примерно так же, как и его коллега, всемирно известный мультиинструменталист Давид Голощекин: «У меня было любопытство к инструментам... мне хотелось заставить звучать их в своих собственных руках».

Но ведь, согласитесь, это не причина, а, скорее, следствие. Причина же, как мне кажется, в другом. В неистощимом, не дающем покоя желании выразить свое восхищение чарующим многообразием и красотой Мира. Высказаться как можно полнее. Большинству музыкантов для этого достаточно одного-единственного инструмента, другим же, как тому же Голощекину, едва хватает десяти (в последнее время, впрочем, он «сократился» до трёх).

- Объясняя своим ученикам, в чём отличие музыки от других видов искусства, - поделился своими мыслями Александр Зубков, - я обычно говорю: музыка - это не только способ передачи мыслей и настроений посредством звуков разной высоты и длительности, но и великое счастье.

А ведь в этих словах, как мне думается, сказано самое главное, сущностное. Может быть, сам того не осознавая маэстро сформулировал своё профессиональное, художническое кредо.

Есть такое сленговое выражение, можно даже сказать, молодежный девиз: «Провинция рулит». Рулят Зеленогорск, Ачинск, Канск, Бородино. Готов с этим согласиться. Рулят и будут рулить. До тех пор покуда не переведутся в нашем индустриальном захолустье такие добрые и ответственные таланты, как Александр Васильевич Зубков.

Поздравляя юбиляра, его друг и творческий союзник Владимир Ксиво пожелал тому оставаться в строю еще 20 — 30 лет... На мой взгляд, маловатенько будет! А почему, собственно, не 70? Ещё раз.

Владимир ГРЕЙНОМ.
г. Зеленогорск.

На фото: Александр Зубков при исполнении обязанностей;
Певец Владимир Гревнёв ранит сердца зеленогорцев.
Фото Александра Евтуховского (г. Зеленогорск).

Газета "Красноярский рабочий", 6 ноября 2014 г.: http://www.krasrab.com/archive/2014/11/06/41/view_article