четверг, 3 июля 2014 г.

Победителей четверо. Побеждённых - ни одного

В краевом музыкальном конкурсе «В городском саду играет духовой оркестр», состоявшемся в пос. Курагино, звание лауреатов I степени было присвоено оркестрам из городов Минусинск и Бородино, посёлка Большая Ирба Курагинского района и ансамблю «Лесосибирский брасс-бэнд».

Учитывая локальность мероприятия, сравнительно малое число участников и отсутствие широкой публики, можно было бы ограничиться и крохотной заметкой. Тем более, что это, безусловно, позитивное, но достаточно скромное событие произошло не вчера, а ещё 12 июня. Но внутренний голос подсказывает мне: надо писать большой, подробный материал.

Отсутствие масштабности, на мой взгляд, нисколько не умаляет культурного значения курагинского смотра духовых оркестров. Весьма результативного и по-своему уникального. Чем ещё можно объяснить тот факт, что более 10 лет в посёлок на юге края съезжаются первоклассные оркестры со всего Красноярья? Минусинский, к примеру.

Хранители традиций

Удостоившийся звания лауреата оркестр Минусинского городского дома культуры, открывал концертную программу, изначально задав конкурсу высокую планку. Этот коллектив, созданный в 1981 году, верен однажды избранному пути, и представляет собой традиционный, насчитывающий около 30 исполнителей состав. Большая редкость по нашим временам. И огромная ответственность. Всех и каждого по отдельности исполнителей. К чести руководителя оркестра Геннадия Чеховича, его музыканты блестяще справились с весьма непростыми «техническими» и эстетическими задачами, порадовав публику, а также своих конкурентов (духовики народ великодушный) плотным, качественным звуком, слаженностью и неувядающим, «вечно зелёным» репертуаром русской и европейской духовой музыки.

Школа передового опыта

Вторым по численности был оркестр из горняцкого посёлка Большая Ирба, состоящий преимущественно из учащихся тамошней музыкальной школы. Именно они, а не взрослые музыканты играют в оркестре ключевые роли, тогда как их старшие коллеги, кроме чисто исполнительской, выполняют ещё и наставническую, педагогическую функцию. Таким образом, оркестр представляет собой одновременно профессиональную школу, творческую лабораторию и клуб по интересам. Здесь происходят передача знаний и закрепление их в совместной музыкальной практике. Поистине бесценный опыт культурного взаимодействия поколений. Боюсь ошибиться, но в крае это единственный пример содружества «отцов и детей». И весьма, с точки зрения профессионалов, продуктивный. Многие из питомцев оркестра сами стали профессионалами, окончив музыкальные училища и вузы. Но ещё важнее, на мой взгляд, то, что уроки хорошего вкуса и навыки музицирования получили все, кто с младых лет был вхож в оркестр.

Репертуар ирбинцев, в отличие от минусинцев, играющих духовой мейнстрим прошлых лет, состоит в основном из современных эстрадных пьес, хорошо «приправленных» джазом.

Руководит оркестром преподаватель поселковой музыкальной школы Юрий Бехтерев. Именно ему, замечу, принадлежит инициатива проведения на курагинской земле фестивалей и конкурсов духовой музыки. Первый из них случился ещё в 1996 году. Юрий Иванович — играющий тренер, иначе не назовёшь, профессионально владеющий всем оркестровым инструментарием. Во время исполнения конкурсной программы он находился не за дирижёрским пультом, а в «гуще народной», и как трубач безукоризненно отыграл и с оркестровыми группами, и сольно.

Свой путь

Прежде, чем познакомить читателей со следующим героем курагинских состязаний, приведу небольшую справку, объяснив значение слова brass, - нам без этого никак не обойтись. По английски это «латунь», «медь» - металлы, из которых изготовлена большая часть духовых инструментов.

«Лесосибирский брасс-бэнд» (Маклаковский дом культуры) выступил с программой достаточно необычной музыки, по своей драматургии и звучанию напоминающей произведения в стилях джаз- и брасс-рок, в 70-х годах прошлого века широко распространённых во всём мире. Кроме СССР. Получается, что лесосибирцы своим творчеством в какой-то мере восполняют этот пробел в истории отечественной музыкальной культуры. Но важнее другое. «Брасс-бэнд» идёт своим путём, деликатно используя исполнительские приёмы и темы западных мастеров и, по существу, наново переписывая «готовые к употреблению» партитуры, что говорит о самостоятельности и оригинальности музыкального мышления артистов. О желании играть своё, а не заёмное.

Ансамбль образован 5 лет назад тенор-саксофонистом Евгением Шатиловым и его единомышленниками. Это самый молодой по возрасту духовой коллектив края. При поддержке Государственного центра народного творчества Красноярского края (ГЦНТ) и местной администрации, музыканты получили помещение для репетиций, приобрели инструменты. До этого вместе они практически не выступали. Чаще всего разрозненно, поодиночке, иногда в составе ансамблей из соседних городов. Вдохновившись примером оркестров Красноярья, появившихся в последние 10 лет, и добившихся определённых успехов на конкурсах и фестивалях, лесосибирцы решили объединить усилия, создать собственную группу. В качестве концептуальной основы использовали гармонические и ритмические конструкции современных течений джаза и рока, новые веяния в эстраде.

В настоящее время в «Брасс-бэнде» 12 музыкантов, однако приехать в Курагино смогли только семеро из них. Но и ужавшись до септета, лесосибирцы сыграли отменно, растормошив публику, несколько приунывшую от классических вальсов и танго, заставив её, равно как и строгое жюри, радостно прихлопывать в такт зажигательной, бурнокипящей музыке.

Вне конкуренции

Завершал конкурс Бородинский муниципальный эстрадный оркестр. По солидарному мнению публики, музыкантов из других оркестров, наконец, председателя жюри, заведующей сектором музыкального искусства ГЦНТ Ольги Бочаровой, бородинцы были обречены на лауреатство. Это стало понятно уже с первых звуков в первой же пьесе.

Публика неистово аплодировала, недавние соперники по сцене подходили пожать руку и приглашали к себе в гости, а Ольга Борисовна сказала руководителю оркестра Александру Чуринову в приватной беседе: «Вы были вне конкуренции. Раньше удивляли, а сегодня просто поразили!»

Попробуем разобраться, чего такого бородинцы натворили на курагинской земле, чем разбередили сердца, чем растревожили умы честной публики и своих коллег.

Оркестр из Бородина исполнил программу из 6 разнохарактерных произведений, объединённых общей идеей, понятной всем, но невыразимо трудно формулируемой. У Бориса Пастернака в стихотворении «Нобелевская премия» есть такие строки: «Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.» Бородинцы, естественно, на такой результат рассчитывать не могли. Заставить плакать весь мир, или малую его часть, пусть даже и невольно, в планы музыкантов явно не входило. Но их выступление было, как и стихи великого поэта, своего рода духовным посланием, в котором они с предельной искренностью пытались выразить своё восхищение миром божьим и жизнью, которая именуется ещё драгоценным даром. И были услышаны.

Проще говоря, программа оркестра отличалась безошибочно точным выбором концертных пьес и песен. Начиная с оптимистической, сыгранной в быстром темпе и густо синкопированной темы Ширли Скотт «Повсюду блюз», и заканчивая «Маршем рыбаков» (композитор Доривал Каимми), известному у нас по кинофильму «Генералы песчаных карьеров». Бородинцы исполняют его уже несколько лет в скором темпе, изначально отказавшись от ложных трактовок (к примеру, очень популярной «сиротской») этого выдающегося, воспевающего мужество и верность произведения.

В румынской танцевальной пьесе «Сырба» солировал тромбонист оркестра Евгений Бригунец, исполнив её на хроматической свирели. И неординарная аранжировка, и выбор редкого солирующего инструмента были восприняты зрителями с восторгом.

Солировавшего в пьесе Чарли Хэйдена «Глядя на тебя» тенор-саксофониста Виктора Гревнёва зрители приветствовали как родного, как-то сразу поняв, что перед ними личность, человек, которому есть что сказать миру. Джаз — это, судя по всему, родная стихия талантливого музыканта, обладающего самобытным звуком, глубоким, насыщенным, благородным. Виктор прирождённый импровизатор, умеющий лаконично и предельно сдержанно рассказать о сокровенном, что он и продемонстрировал в этом номере.

Надо сказать, что в оркестре из Бородина хороши не только солисты, но и сайдмены, то есть те, кто не играет импровизации. Это то базовое большинство, благодаря профессионализму которого достигается приемлемое звучание всего оркестра. У бородинцев и с этим всё в порядке.

Каждому по заслугам

Полагаю, что решение жюри ни у кого из конкурсантов не вызвало протеста. И звание лауреата получили те, кто действительно лучше прозвучал, кто представил оригинальный музыкальный материал, эффектные аранжировки и добротные оркестровки.

Строго говоря, плохих оркестров и ансамблей на конкурсе не было. Поэтому жюри так или иначе поощрило всех участников, обнаружив в каждом из коллективов некую изюминку и несомненные достоинства. Вполне, как мне кажется, справедливо, поскольку во всех из них имеются музыканты высокого уровня, настоящие профессионалы.

Конкурс в Курагине показал, что каждый оркестр и каждый отдельный исполнитель представляют собой совершенно определённую культурную ценность. По моему глубокому убеждению, все они - самое что ни на есть настоящее национальное достояние. Как, например, классический духовой оркестр из эстонского села Верхний Суэтук, что в Каратузском районе (рук. Алексей Полежаев), носящий имя Эрнста Леля, своего бывшего руководителя, подвижника духовой музыки, отдавшего 30 лет жизни родному оркестру. Удивительно, но факт. Оркестр, ведущий свою историю с 1901 года, мало того, что существует, так ещё и развивается, ездит на фестивали и конкурсы, в заграничные гастрольные турне.

Достоин высокой похвалы и оркестр студии духовой музыки краевого Дворца пионеров и школьников, существующей 30 лет и носящей звание образцовой. Руководитель оркестра Геннадий Стародубцев — музыкальный педагог с огромным стажем, пользующийся заслуженным уважением у коллег и детей. Кстати сказать, поездкой в Курагино он, как и большинство участников, вполне удовлетворён.

В общем, итоги конкурса, как мы видим, вполне оптимистичны. И это главное, хотя у меня есть и критические замечания, причём ко всем участникам и организаторам. Впрочем, шут с ними, с замечаниями. Тем паче, что победителей не судят, а побеждённых на конкурсе не было, поскольку и быть не могло.

На снимках: Лесосибирский брасс-бэнд «напрашивается» на аплодисменты.
Бородинцы знают, чем пронять зрителя. Евгений Бригунец играет на свирели.


http://www.krasrab.com/archive/2014/07/03/21/view_article