четверг, 31 июля 2014 г.

Этот праздник с изумленьем на глазах

Бородинцы 26 июля отпраздновали День города, сопровождавшийся продолжительной культурной программой, полной неожиданностей, приятных и... очень приятных.

Правда хорошо, а счастье лучше

Для меня День города начался с события довольно печального и оптимистического одновременно. Главное — доброго. Недалеко от городской площади два молодых офицера полиции оказывали первую помощь подростку, получившему, очевидно, тепловой удар. Они держали его на руках, поливая голову водой из пластиковой бутылки. Надо сказать, что солнце в это время стояло в зените. И вообще, погода была как на заказ — умеренная жара, лазуревое небо без единого облачка, легкий ветерок. 


Взыскательный критик (Рома, Серёга и Родион).
Праздник в Бородине вовсю бурлил уже с утра, задолго до начала концертной программы. Улица Горького, выходящая на площадь Дворца культуры, была до самых сумерек превращена в торговый квартал. Местные ремесленники и их коллеги из окрестных городов и весей привезли разнообразный товар, в основном изделия многочисленных художественных промыслов. Чуть поодаль от палаток мастеров расположились шатры и площадки с аттракционами, от изобилия которых рябило в глазах, а от весёлого шума, производимого ими, кружилась голова. 

Зеленогорские лошадники доставили к празднику нескольких пони и рысаков. К услугам малышей была и роскошная карета. Лошадки в перерывах между поездками пощипывали травку на газонах, усиливая впечатление провинциальной идиллии. Кстати о газонах. Вопреки недавно принятому закону, в Бородино по праздникам из года в год торговцы снедью «растележиваются» прямо на газонах. В этом году, кроме легковых машин, на траву заезжали и грузовики. Разумеется, после них остались глубокие колеи. А там, где стояли мангалы, теперь чёрными дырами зияют кострища. 

Замечу, однако, что это был не самый досадный из сюжетов праздничного дня. Думается, что этой странной и пагубной для городской среды традиции жить осталось немного. Как и питейной традиции. Публичное пьянство нынче уже не в чести, тем более на виду у детей. С каждым годом, что весьма радует, выпивох на праздничной площади остается все меньше и меньше. Но, к сожалению, становится в наших праздниках все больше и больше гигантомании и ура-патриотизма, причем невиданных и неслыханных доселе. Явленных в формах креативных, затейливых, многослойных, идейно выдержанных. 



Нет, праздника это не испортило, но вызвало у горожан немало изумлённых вопросов. К чему, к примеру, в День рождения города праздновать ещё и 700-летие Сергия Радонежского? Какое он имеет к Бородину отношение? Разве что храм православный назван в его честь. Второй вопрос. Зачем именно в этот день проводить фестиваль исторического моделирования с сабельными боями и бесконечными фольклорными ансамблями? Организаторам праздника, кстати сказать, одной площадки для представителей сибирской этнографии показалось мало, поэтому в парке «Угольщика» для них устроили декорации деревенской вечоры. Между прочим, Бородино - это город, а не село, причём, подчеркну, город светский и многонациональный. Тем более неожиданно и неуместно прозвучали из уст ведущего концерта слова, касающиеся прошлого, но весьма двусмысленно воспринимаемые в настоящем: «Татаро-монгольский Майдан». Мою хорошую знакомую, пожилую татарку аж передёрнуло от этой реплики. Патриотизм приемлем в малых дозах. А трескучий патриотизм — опасен даже в сильном разведении.
Мэр Бородина Анатолий Борчуков явно доволен происходящим
 

Красота - великая сила. В любом возрасте.

Руководитель музея истории спортивного общества "Локомотив" Валентина Гвоздилова (Красноярск) и директор музея истории города Бородино Людмила Соколова

Хорошо поставленное представление (надо отдать должное режиссеру праздника) — ретроспектива российской истории в лицах — начиналось с Куликовской битвы и славословий преподобному Сергию. Безупречное с сценической точки зрения, оно, тем не менее, производило впечатление избыточного, вымученного и выморочного, искусственно притянутого. История требует к себе бережного отношения. И столь вольное прочтение тех её страниц, что посвящены Куликовской битве и святому Сергию, на мой взгляд, совершенно недопустимо. На самом деле, о его роли в этой баталии, практически ничего не известно, так же как и о благословении, якобы данном им рати Дмитрия Донского и самому князю. Что касается развлекательной части концертной программы, и в ней автор обнаружил определённые изъяны, но уже менее существенные. Во-первых, бросающийся в глаза избыток номеров хореографического ансамбля «Енисейские зори», причём обратно-таки сплошь «деревенских». Во-вторых, малое число «живых», не использующих фонограмм исполнителей. Публика, как мне показалось, реагировала на каждое такое выступление с большим энтузиазмом, благодаря музыкантов за их уважительное отношение к слушателям. 

Довольно странным выглядело отсутствие на сцене праздника муниципального эстрадного оркестра города Бородино, около двух месяцев назад ставшего лауреатом первой степени краевого конкурса духовых оркестров. Коллектив, в чьём репертуаре более 150 произведений, включая духовую классику, джаз и рок, мог бы стать подлинным украшением концерта, но по мнению устроителей праздника, не соответствовал формату мероприятия. 

Кристалл - бренд стабильности

Если говорить о том, что мне из всех праздничных событий понравилось безусловно, так это открытие арт-объекта «Угольная снежинка» и художественные мастер-классы в стенах и за стенами городского исторического музея. А также книжная выставка на улице Октябрьская, раскинувшаяся от площади до перекрёстка с улицей Маяковского. Чёрная снежинка (металл, керамика, композитные материалы) — это творение всемирно известного авангардного художника из Красноярска Василия Слонова, работавшего над этим произведением более трех месяцев, и внесшим последние штрихи уже на площади. Символика этого объекта, полагаю, понятна всем, кто знаком с историей шахтерского городка. Управляющий разреза «Бородинский» Николай Лалетин на церемонии открытия «Снежинки» сравнил ее с роторным колесом экскаватора. Это один из возможных вариантов. Чисто ассоциативный. У самого художника иное толкование образа. Снежинка, собственно говоря, это кристалл, геометрически безупречная фигура. Само совершенство. «Чёрная снежинка», могущая в будущем стать составной частью бренда Бородина, его логотипом, символизирует не только угольное месторождение, но и некую стабильность, устойчивость, определённость в жизни города и горожан, к которым Василий, по его признанию, испытал симпатию уже с первых минут визита в город. И праздник ему понравился. Несколько только смутила необъятная его широта. 
И действительно, в целом праздник получился весьма даже неплохим, может быть, слишком уж «сложносочинённым». Ставлю ему оценку «пять». Но закончу материал тем не менее стихами Игоря Губермана, очень точно передающими моё отношение к празднику: 

«Тому, что жить в России сложно, 
виной не только русский холод: 
в одну корзину класть не можно
на яйца сверху серп и молот».