понедельник, 14 июля 2014 г.

Оптимизм, подкреплённый талантом и трудом

Акробаты из города Бородино за один месяц победили в двух престижных конкурсах.

19 июня артисты детской цирковой студии «Балаганчик» (Дворец культуры «Угольщик») удостоились звания лауреатов I степени на международном конкурсе-фестивале в испанском Льорет-де-Мар. А 27 июня их коллега по студии завоевала первое место на Открытом конкурсе детских и юношеских цирковых коллективов в Красноярске.

Увенчаны лаврами в «Лавровом» городе

В Испанию циркачи из «Балаганчика» привезли номер под названием «Матрёшки» (автор педагог студии Татьяна Гуменюк). В нём участвовали три девочки разных возрастов и роста, как того и требовала драматургия незатейливого, юмористического по своей сути произведения, исполняемого под стилизованную народную музыку. Замечу попутно, что конкурс проходил в здании «Gran Casino Costa Bravo», этажом выше игрового зала. На арену Катя Тарасова, Даша Долганова и Вероника Коваль вышли в костюмах неуклюжих и неповоротливых матрёшек, минутой позже выскочив из своих расписных «скафандров» неутомимыми игруньями-озорницами.

Этот номер относится к жанру икарийских игр и отличается высокой динамикой и трюковой сложностью, включает в себя элементы гимнастики и жонглирования. Напомню коротко, что из себя представляет этот вид партерной акробатики. Один из артистов лежит спиной на специальной подушке, подбрасывая ногами второго, крутит и вертит им, как игрушкой. В роли таких игрушек предстали две участницы бородинского трио. Отменная прыгучесть и пластичность, а также прекрасное владение обручами и жонглёрскими мячами — таковы, очевидно, основные составляющие успеха артисток из горняцкого городка. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и тот оптимизм, который излучали девчонки. И безусловное артистическое обаяние. Надо сказать, что «Матрёшки», костюмы для которых изобрела и изготовила художница «Угольщика» Анна Сандул - это одна из последних работ студии, принятая в «эксплуатацию» за две недели до поездки на конкурс. И, как заметила руководитель «Балаганчика» Валентина Глазырина, не без расчёта на него.

По словам Валентины Петровны, готовясь к поездке в Льорет-де-Мар, и педагоги, и юные студийцы предполагали, что им предстоит жёсткая конкурентная борьба. Более того, они этого больше всего и желали, - не будем забывать, что цирк это не только искусство, но и спорт. Бойцовские качества и стремление к победе — это одна из основ профессии, одно из условий существования, роста и результативности цирковых, как они себя называют. Причём независимо от пола и возраста. Девочки предполагали, что встретятся на арене с сильнейшими из циркачей почти 20 городов России (от Москвы до Хабаровска) и Беларуси. И были разочарованы, не обнаружив чаемого. «Матрёшки» из Бородина отработали безукоризненно, поразив жюри недетским профессионализмом. Именно так высказался о них судья конкурса, президент ассоциации профессионалов циркового искусства Каталонии Жоан Рамон Граэлль. А вот подавляющее большинство участников продемонстрировали материал и технически, и художественно неинтересный, неконкурентоспособный. Рядовые, проходные номера. Едва ли не единственным приятным исключением на конкурсе были коллеги из Туапсе, приехавшие огромной командой из 40 человек, включавшей все возрастные группы, и выступившие блестяще.

- Откровенно слабых коллектив здесь, конечно, не было, - говорит Валентина Петровна. - Многие из них имеют звания народных и образцовых, как и мы... Очевидно, часть из них приехала в Испанию не столько себя показать, сколько других посмотреть. Это тем более печально, что любой полноценный конкурс представляет из себя школу мастерства. Но чему можно научиться у тех, кто выступает вполсилы, показывая нечто заведомо несложное, хорошо натренированное?

Конкурс цирковых коллективов — это составная часть мегапроекта «Салют талантов», включающего в себя конкурсы и других творческих направлений. Поездку конкурсанты оплачивали из личных средств. Состязания в Льорет-де-Мар заняли один день, остальные пять гости отдыхали, знакомясь с городами Европы, останавливаясь в Варшаве и Вроцлаве, Дрездене и Нюрнберге, Страсбурге и Люксембурге. Побывали в десятках музеев и галерей, и — самое главное — в парижском Диснейленде. Из Льорет-де-Мар, расположенного на знаменитом курортном побережье Средиземноморья Коста-Брава (провинция Каталония), детей возили в расчудеснейшую Барселону. То есть, сам конкурс они, возможно, воспринимали как приятный и небесполезный довесок к увлекательному путешествию.

Вполне нормальный подход. Отдых удался на славу. Обогатились духовно, плодотворно пообщались со сверстниками. У артистов «Балаганчика» был другой подход, другие цели, а именно — в поте лица своего добыть победу и поехать осенью на Суперфинал в Санкт-Петербург.

Они добыли и поедут. Кроме «Матрёшек» повезут ещё один номер, уже морской тематики, «Среда обитания». За него дуэт артистов «Балаганчика» в ноябре прошлого года получил Гран-при на конкурсе «Просторы вдохновения» (Астана, Казахстан). Этот конкурс, надо сказать, также проходил под эгидой автономной некоммерческой организации «Салют талантов».

Несколько слов о тех, кто этот могучий проект реализует и для чего. На официальном сайте «Салюта» сказано: «Целью проекта является активизация и развитие детского творческого потенциала, обмен опытом и художественными достижениями творческих коллективов стран мира, расширение кругозора и интеллектуального уровня детей и молодежи разных стран.
На данный момент в рамках проекта проведено более 100 фестивалей юных талантов, в которых приняло участие около двадцати тысяч талантливых детей и подростков».

Добавлю к сказанному, что «Салют», существующий более 5 лет, проводит конкурсы и фестивали музыки, хореографии, изобразительного искусства, театра. В жюри приглашаются профессионалы высокого класса, известные художники, актёры и режиссёры, театроведы и культурологи, дирижёры и вокалисты с именами. Среди партнёров «Салюта» более десятка коммерческих фирм, по-большей части европейских, а также телеканал «Детский». В общем, «Салют» солидная организация, располагающая прекрасным менеджерским ресурсом, успешно проведшая и проводящая праздники искусств в России и Европе (основное множество), а также в Азии (Пекин, Дубай), Америке (Нью-Йорк).

Заканчивая повествование о победе «Балаганчика» в Испании, нелишним будет сказать, что название города, принёсшего бородинцам славу восходит к латинскому Lauretum, что означает «город лавров». А однокоренное с ним слово «лауреат» переводится как «увенчанный лаврами». Разве это не символично?

Красноярск поощряет конкуренцию

Выступление соло Арины Тиляткиной на VI Отрытом конкурсе «Страна чудес» в Красноярске принесло ей безоговорочную победу. Номер 10-летней артистки— акробатическая миниатюра «Жемчужина Сибири» - отличался тонким лиризмом, изяществом и грациозностью. Валентина Глазырина считает, что было бы идеальным дать возможность развиваться девочке именно в этом направлении.

- Арина необыкновенно пластична, - говорила её наставница, - она способна складывается буквально пополам. Увы, в провинциальных студиях нет возможности для специализации артистов в строго определённых жанрах. Все должны уметь всё.

Победу своей воспитанницы она оценивает как большое достижение. И в творческом, и в состязательном, «бойцовском» плане. Красноярский конкурс традиционно один самых представительных и основательных в России. В этом году в нём участвовали 25 команд восточной части страны, представивших 75 номеров. Было с кем «подраться», чему поучиться, - этому способствовали хороший уровень подготовки артистов, оригинальность и сложность номеров. Примечательно, что отборочная комиссия в Красноярске решение о приглашении того или иного коллектива выносит только после просмотра видеозаписи предлагаемого на конкурс выступления. Но на артистов «Балаганчика» это правило не распространяется. Они краевым специалистам давно знакомы и имеют добрую репутацию.

За победу на арене Красноярского государственного цирка Арина получила приз и, кроме того, была вознаграждена правом участия в грандиозном концерте на Театральной площади, посвящённом Дню города.

Одним из достоинств Красноярского конкурса, кроме хорошо организованной конкурентной среды, авторитетности и взыскательности судей (на нынешнем председательствовал известный мастер, член союза цирковых деятелей Бельгии, Франции, России Андре Шерлизен), Валентина Петровна называет отсутствие жанровых ограничений.

Оказывается, далеко не на всех детских конкурсах разрешены, к примеру, выступления воздушных гимнастов. В Европе они вообще категорически запрещены, как и трюки с огнём. Но больше всего меня удивило то, что на Западе нет детских цирковых студий. Понятно, что если ребёнок растёт в цирковой семье, он, очевидно, и сам станет впоследствии цирковым. Но заниматься со сверстниками у него нет возможности. По словам руководителя «Балаганчика», детей в Европе вообще ничем «не напрягают». При этом, конечно, там есть прекрасные учебные заведения, готовящие специалистов во всех жанрах цирка. Вырос — иди, учись.

Неизбежность Гран-при

На вопрос, можно ли отечественные цирковые студии считать школами будущих профессионалов, моя собеседница ответила отрицательно. В студиях и цирковых кружках ставятся иные цели. Ведь это не школы олимпийского резерва, где «выращивают» будущих чемпионов. По словам Валентины Петровны, во многих известных ей студиях, и в «Балаганчике», разумеется, тоже, в последние годы наблюдается рост мастерства. Кроме того, в любой студии есть ребята и девчата, талантливые, целеустремлённые, работящие, преданные цирку. Однако после окончания школы редко кто из них идёт в цирковое училище, или, если позволяет квалификация, на работу в цирк. За 24 года существования «Балаганчика» только одна воспитанница, Полина Семернина, стала артисткой Росгосцирка. Есть и ещё несколько «положительных» примеров. Некоторые из бывших студийцев время от времени участвуют в своего рода цирковой антрепризе, дают представления в школах, детсадах, оздоровительных лагерях, разъезжают по городам и весям Сибири и Дальнего Востока. Одна из учениц Валентины Петровны, талантливая акробатка, будучи ещё школьницей, за время летних каникул заработала 75 тысяч рублей. Но таких примеров наперечёт.

Конечно, опыт приобретённый в студии полезен не только как средство зарабатывания на жизнь. Это не надо объяснять. Те, кто в детстве и отрочестве занимался в авиамодельном кружке, или посещал секцию картинга, да что угодно, шахматную школу, кружок филателистов, - все они с благодарностью вспоминают эти годы, даже если во взрослой жизни знания и навыки, полученные там, вроде как и не пригодились... В «Балаганчике», даже после неизбежного отсева, ежегодно занимается около 70 детей. То есть популярность студии велика. Даже уход части ребят в клуб паркура, не нарушил естественного баланса. Для того, чтобы вырастить из новичка нечто приемлемое для сценической работы, требуется несколько лет. Нынешний концертный состав не превышает 20 человек. И это, в принципе, оптимальное число.

В числе проблем студии, главной Валентина Глазырина назвала не денежную, как можно было предположить, а недостаток цирковых педагогов и отсутствие хореографа (нынешний цирк не ограничивается одними только трюками).

Тем не менее, в завершение беседы Валентина Петровна заверила меня в том, что будущее у «Балаганчика» светлое, и, что в Петербурге на Суперфинале их ждет-не дождётся Гран-при.