суббота, 1 марта 2014 г.

Как во стольном граде Бородино

Горняцкий Бородино выиграл в ежегодном конкурсе, получив звание «Культурной столицы Красноярья». Этому событию, а также 55-летию городского дворца культуры «Угольщик» (ГДК) были посвящены многочисленные мероприятия, длившиеся 5 дней.

«Любви негромкие слова...»

В сущности, всё происходящее в Бородине выглядело так же или почти так же, как и пять лет назад. Название этого масштабного проекта, правда, тогда было на одно слово длиннее. «Культурная столица» звалась ещё и «кочующей». А так — никакой разницы, словно время здесь намертво застыло. Ей-богу, временами даже возникало ощущение дежавю. Нескончаемая череда концертов, выставок, презентаций, мастер-классов и спортивных соревнований. Церемонии взаимного одаривания, пламенные славословия, энергичные рукопожатия, улыбки, уверения в любви, дружбе и верности.

Те же, что и годы назад лица мелькали и величаво проплывали мимо. Те же главы городов и весей, главы районных муниципалитетов, директора предприятий, молодёжные активисты, городской свет и полусвет. Сановники из краевого центра, окружённые пулом журналистов, «проваренных в чистках, как соль», время от времени изрекали мудрые мысли. Случалось, что и речи толкали. О могуществе края, о его едва только «распечатанных» ресурсах и фантастических перспективах роста. Экономического, технологического, духовного и телесного. О гражданском согласии, мире, мае, братстве и материнстве, которые без культуры просто немыслимы.

Примерно таким было и выступление губернатора Льва Кузнецова, произнёсшего со сцены «Угольщика» задушевные, негромкие слова. Говорил он долго, используя в речи одни лишь только штампы, причём, как мне показалась, уже полузабытые, из словаря эпохи позднего брежневизма, - прям елей пролил на душу! Но более всего порадовали тонкие и точные наблюдения Льва Владимировича, касающиеся как раз культуры. Слёзы умиления блеснули в глазах бородинцев. Оказывается, девочки из местной школы искусств (ДШИ) кидают фантики точнёхонько в урны, а не на снег. Уже этого одного, очевидно, достаточно для того, чтобы назначить славный шахтёрский городок столицей. А ведь есть ещё и другие предпосылки.

Впрочем, довольно ёрничать. Надо отдавать себе отчёт в серьёзности намерений краевой администрации. На Бородино, где разработано больше двух десятков социокультурных проектов, по идее, обязательно должен пролиться «золотой дождь». Вспомним, что Боготол, культурная столица края 2013 года, доказав состоятельность своих проектов, удостоился 50 млн рублей. У бородинцев, как мне кажется, планы ещё более амбициозные.

Подлинное и подменное

А что же с культурой? Она, конечно, есть. Что и было продемонстрировано в эти дни. Коснёмся только той её части, что именуется культурой художественной. Несомненно, у Бородина в этом плане есть свои особенности и немалые достижения. Но в целом дела здесь обстоят не хуже и не лучше, чем в других городах края. Несколько тому примеров.

На концерте, состоявшемся 20 февраля в ГДК, выступал Красноярский филармонический оркестр им. А. Ю. Бардина. Бесспорно хороший народный оркестр привёз в горняцкий город тщательно выверенную программу популярной музыки (песня, романс, оперетта). В одном из номеров солировал питомец Бородинской ДШИ Александр Фёдоров, юный виртуоз, лауреат многих конкурсов, включая международные. Играл технически сильно. Но почему его и оркестра выбор пал именно на «Цыганочку»? Ведь это же кабак. Образчик пошлости, пьяного, безбрежного и безрассудного разгула, выдаваемого за широту русской души. Или у мальчика в репертуаре нет классики? Неважно какой, русской или нерусской.

Весьма сомнительным с эстетической точки зрения показалось мне включение в концертную программу уже другого дня «Танца живота». Очевидно, устроителям концерта хотелось показать публике всё многообразие форм творчества, культивируемых в Бородине. Им и в голову не пришло, что этот танец — явление особого порядка, имеющее эротическую подоплёку. И место ему, простите, в гареме. А в зале, между прочим, сидело немало детей. И людей с хорошим вкусом.

Впрочем, когда речь идёт о попсе, стоит ли вспоминать про вкус... Бородинская попса по всем своим параметрам неотличима похожа на любую другую российскую. У нас, увы, повсеместно распространена безликая, унифицированная, словно одной фабрикой выпущенная особого вида масс-культура, отличающаяся поразительно низким качеством «продукции». Как с точки зрения формы, так и с точки зрения содержания. Это тем более печально, что мы говорим о России — стране Михаила Глинки и Дмитрия Шостаковича. Кстати сказать, музыкантах, не пренебрегавших и «лёгким жанром», более того, достигших в нём потрясающих высот.

Полагаю, что на поп-культуре, причём в худшем из её воплощений, не стоит заострять внимание. К счастью, в Бородине есть люди, придерживающиеся совершено иных эстетических принципов, дорожащие профессиональной честью. Это, к примеру, Валентина Глазырина, руководящая цирковой студией «Балаганчик» и руководитель ансамбля эстрадного танца «V. I. P.» Анжела Уткина. Номера, исполненные их коллективами можно смело отнести к числу лучших на концерте.

Несколько довольно сложных по фактуре и мало известных широкому зрителю произведений представили на суд бородинцев фольклорные ансамбли. Успех народников был не меньшим, чем у циркачей и танцовщиков.

Достойно прозвучал муниципальный эстрадный оркестр (дирижёр Александр Чуринов), сыгравший «Марш рыбаков» Доривал Каимми в версии оркестра полиции Израиля, музыку, больше известную у нас как «песня из к/ф «Генералы песчаных карьеров». Многим пришлась по вкусу довольно смелая аранжировка этой пьесы в стиле самба-джаз.

Живое наследие

Отметим, что названные коллективы старомодно преданы традиционным формам и жанрам искусства, но это никак не сказалось на творческом росте, не привело их к отказу от новаций и эксперимента. А новизны, поверьте, было немало. Только вот мало было самих выступлений. Непонятно, к примеру, почему эстрадному оркестру, состоящему почти из двух десятков человек, «доверили» только один выход. Это был один из явных просчётов организаторов культурных акций. Однако, положа руку на сердце, можно сказать, что плюсов в их работе было всё же больше, чем минусов.

Очень хорошее впечатление произвели выставки, устроенные как хозяевами, так и гостями города. Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова выставил несколько ценных экспонатов, посвященных истории шахматного движения в Сибири (совместный с федерацией шахмат Бородина проект). Были среди них и шахматы, которыми в ссылке играл В. И. Ленин... если, конечно, музейщики не подшутили надо мной.

Центральная научная библиотека Красноярского края вместе с бородинскими коллегами из центральной городской библиотеки, экспонировали книги по истории искусств. Музей геологии Центральной Сибири разместил в фойе ГДК коллекцию древних окаменелостей. А прокатчики из «Красноярского кинографа» смонтировали необычную инсталляцию, состоящую из множества мониторов, беспрерывно показывающих кадры кинохроники и игрового кино, тематически связанные с городом Бородино, угольной промышленностью, советской индустрией, пятилетками и социалистическим соревнованием. По просьбе киношников автор этого материала атрибутировал более десятка изображений на архивных лентах.
Помог с информацией и документалистке Элине Астраханцевой, в минувший понедельник приезжавшей в Бородино с замечательным фильмом о гениальном красноярском художнике Андрее Поздееве.
В общем, внес лепту в культуру родного города. Кто теперь посмеет обвинить меня в отсутствии патриотизма?

Владимир ГРЕВНЁВ.
г. Бородино.

В ожидании "Золотого дождя" http://www.krasrab.com/archive/2014/03/01/22/view_article