пятница, 7 февраля 2014 г.

Роль и значение информационного повода

Продолжаю публикацию своих контрошек и курсовых работ. На этот раз предлагаю вниманию студентов (исключительно в ознакомительных целях, - бойся "Антиплагиата"!) курсовую по дисциплина "Теория и практика массовой информации".

Введение

Актуальность. Главным аргументом в пользу актуальности рассматриваемой темы можно назвать стремительно возрастающую роль СМИ и собственно информации в современной цивилизационной парадигме.

Тема информационного повода, равно как сам и термин, обозначающий это явление, для СССР и России сравнительно молоды и активно исследуются примерно с середины 80-х годов прошлого столетия. Насколько нам известно, в нынешнем, методологически оформленном виде инфоповод в СССР и России существует примерно с этих же лет.

За редким исключением, серьёзных расхождений во мнениях авторов, пишущих на тему инфоповода нами не обнаружено. Но доводами оппонентов (того же Жана Бодрийяра), разумеется, совсем пренебречь нельзя (тем более, что они справедливы). Впрочем, эти доводы имеют отношение к журналистике вообще, точнее, её моральному статусу и состоянию, а также интеллектуальной состоятельности.

Постановка проблемы. Автор, имея некоторый опыт работы в СМИ, полагает, что в России нет правильного понимания информационного повода (самого термина, методов применения инфоповода, их предназначения), причем даже среди журналистов. Преодоление этой проблемы положительно скажется на имидже прессы и её представителей.

Цели, поставленные автором настоящей работы, имеют утилитарную направленность. Во-первых, автор стремится дать максимально ёмкое и точное объяснение термину «информационный повод», очистить его от ложных толкований. Во-вторых, обосновать необходимость информационного повода как неотъемлемой составной части процессов массовой информации. Кроме того, выявить её самостоятельное значение и роли (включая общественную), а также вклад в «общее дело» (синергетический аспект) по организации и жизнеобеспечению информационной сферы. Причём, по совершенно особым, достаточно строгим, теоретически обоснованным правилам и законам. В-третьих, доказать то, как информационный повод работает во благо субъекту использования информационного повода (журналисту, спичрайтеру, спиндоктору) и объекту (социуму, государству). Или иногда и во вред. А так же, как (и главное, почему) он не работает, принося тем самым благо или вред. Разумеется, и субъекту применения инфоповода, и объекту. В зависимости от обстоятельств.

Задачи, которые необходимо решить для того, чтобы приблизится к достижению названных автором целей. Первая: собрать «необходимую и достаточную» информацию по исследуемой теме, используя исключительно достоверные и авторитетные источники. Вторая: уже отобранные материалы «откалибровать» по степени значимости и проанализировать. Третья: привести примеры из опыта специалистов масс-медиа, а также данные из личной практики автора, с тем, чтобы проиллюстрировать авторские утверждения, касающиеся особенностей использования инструмента информационного повода провинциальной прессой в существующих общественно-политических условиях, с учётом специфики взаимоотношений между представителями СМИ и местными властями, СМИ и жителями провинции. В этом же, по мнению автора, заключается и некоторая новизна работы (инфоповод в провинции).

Методы исследования – контент-анализ, сравнительно-исторический и сопоставительный анализ экстраполяция.

Источники. При написании работы автор использовал материалы из Интернета (публикации известных учёных, журналистов и пиарменов М. Шостак, А. Амзина, А. Баскова, А. Дурова), учебники и учебные пособия по журналистике и СМК (Г. Почепцова, Б. Лозового), научные труды и публицистику (Ж. Бодрийяра, У. Эко, Я. Кротова).

1. Информация. Основные качества и свойства

Прежде чем перейти непосредственно к заявленной теме, думается, будет уместным рассмотреть отобранные заранее материалы, в которых объясняется значение основных терминов, непосредственно относящихся к теме настоящей работы, и вполне, надо сказать, корреспондирующих с представлениями автора о существе явлений и процессов, которые автор рассматривает в своей работе.

Электронная энциклопедия-всезнайка "Википедия" даёт вполне внятную и достаточно компетентную, на взгляд автора, трактовку свойств и качества информации (судя по всему, статьи для "Вики", вопреки досужему мнению, в большинстве случаев пишут сильные профессионалы), которой не грех и воспользоваться. Добавим к сказанному, что у творцов электронных словарей и известных специалистов в области журналистики, PR и средств массовых коммуникаций нет расхождений во взглядах ни в отношении форм и видов информации, ни в отношении способов её создания, хранения и передачи.

Итак, цитируем «Википедию»: «Информация (informare в переводе с латыни — «научать») в разговорном языке означает передаваемые от источника к потребителю сведения, знания; нечто осмысленное и оформленное особым образом. Качество же информации истолковывается как степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей получателя (потребителя) информации. К основным свойствам принято относить: объективность, полноту, достоверность, адекватность, актуальность, доступность и эмоциональность.

Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений.

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.

Адекватность — степень соответствия смысла реально полученной информации и её ожидаемого содержимого. Например задан вопрос - "Сколько у человека пальцев на руке?" "На руке у человека пять пальцев" - ответ достоверный и адекватный, "У человека две руки" - ответ достоверный, но неадекватный.

Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации».1

По мнению Л.. Сухотерина и И. Юдинцева, «информация, порождённая в некоем пространстве (инфосфера) при определённых условиях «вступает в жизнь», вовлекается в информационный процесс».2

«Информационный, процесс, - утверждают они, - это совокупность носителей информации, самой этой информации и аудитории, получающей эту информацию посредством активного изучения носителей. В свою очередь, информационное пространство - это совокупность носителей информации, самой этой информации и образов СМИ в сознании аудитории (штампов и стереотипов массового сознания, связанных со СМИ вообще и с данным СМИ в частности). Наконец, совокупность образов СМИ в сознании аудитории (штампов и стереотипов массового сознания, связанных со СМИ вообще и с данным СМИ в частности), принято называть брендом (англ. brand - марка, этимологически - от «клеймо»)».3

2. Инфоповод. Роль и значение.

2.1. Историческая справка

Автор согласен с тем, что «для понимания специфики информационного повода, как полагают теоретики масс-медиа, гораздо важнее установить не соотношение этого понятия с категориями причинности, но его место в системе межсубъектного взаимодействия и субъектно-объектных отношений».4

Но сначала обратимся к истории, причем специфически российской, многое объясняющей в современной практике применения инфоповода.

В книге Л. Сухотерина и соавторов «Информационная работа в государственном аппарате…» говорится: «В конце ХХ века в России наблюдалась вторая волна массовых заимствований иностранных терминов (первая волна, начавшаяся при Петре, продлилась полтора столетия). И, как и во времена первых университетов, в конце прошлого века одно за другим переводились учебные пособия… Причем перевод осуществлялся не специалистами в той или иной отрасли знания, а профессиональными переводчиками. Понятие "информационный повод", как и многие другие термины, составляющие язык специалистов по информационной работе, первоначально возникло в США, а в русский попало в переводе с "американского английского".

Причем исторически для обозначения информационного повода употреблялось отнюдь не слово reason, составляющее понятийную пару с cause (причина). Первоначально информационный повод обозначался словом inject. Это слово известно и в русском языке, правда, в несколько ином значении. Инжектор, или впрыскиватель — это деталь современных автомобилей. Можно напомнить и то, что уколы на медицинском языке называются инъекциями, или впрыскиваниями лекарства.

Слово inject, которым изначально обозначался, действительно происходит от латинского корня с соответствующим смыслом (лат. injitio - вбрасываю; лат. injectio — вбрасывание). Кроме своей известности в русскоязычной среде, слово inject удобно еще и тем, что довольно четко (даже схожестью самой своей формы) демонстрирует единство с понятиями subject и object».5

2.2. Инфоповод как объект и инструмент

Авторы цитируемой книги утверждают: «Информационный повод –это объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения информации в информационное пространство. Можно ли внести информацию в информационное пространство, не пользуясь готовым или специально создаваемым для этого объектом? Да, можно. Проблема, однако, в том, что тогда придется приложить массу усилий для привлечения к вносимой информации внимания других субъектов и аудитории. То есть, чтобы информация не пропала никем не замеченной, придется превращать ее в объект. Поэтому проще первоначально создать объект (или выбрать уже существующий объект) и использовать внимание субъектов информационного процесса и аудитории к этому объекту для привлечения их внимания к вносимой информации. Естественно, что тогда главной задачей станет установление логической связи между объектом внимания аудитории и вносимой информацией».6

Известный политтехнолог из Екатеринбурга Алексей Басков определяет инфоповод как (цитируем) «событие, которое своей значимостью или экстравагантностью может заинтересовать читателя (зрителя, слушателя) того или иного СМИ, стать предметом обсуждения в ходе устных коммуникаций. Создание информационного повода используется для внесения в информационную среду информации, которая должна повлиять на общественное мнение по тому или иному вопросу».7

По мнению А. Баскова, «прежде чем дойти до читателя, данное событие должно заинтересовать редакторов СМИ. Таким образом, информационный повод относится к двухуровневой модели коммуникации. И в создании информационных поводов необходимо ориентироваться на редакторов СМИ и журналистов.

Есть три фактора, которые выделяют событие среди других:

Элита общества скорее становятся предметом новостей;

Чем более событие персонализировано, тем выше вероятность ему стать новостью;

Чем больше в событии негативного, тем выше вероятность для него стать новостью.

Создание информационных поводов обладает своей спецификой. Для успешного создания информационных поводов необходим и крупный масштаб выборов, к примеру, и масштаб кандидата как политика. При небольшом масштабе выборов все это значительно осложняется. Журналисты ведь тоже понимают, что время выборов – это время «сенокоса» и потому освещать предвыборные шаги кандидатов, укладывающихся в прокрустово ложе пиара, можно и нужно только за деньги. К тому же СМИ может контролироваться соперником, да и мало ли препятствий на пути от информационного повода до ушей и глаз избирателей».8

2.3. Сущность и принципы инфоповода

Событие может стать информационным поводом при соблюдении некоторых условий (цитируем А. Баскова, специалиста PR):

«У новости должен быть свой главный герой. Этот персонаж позволяет публике идентифицировать себя с ним, тем самым, создавая возможность более полного восприятия информации. С другой стороны, невозможно строить новость исключительно на «антигерое». В любом случае в новости должен присутствовать и положительный герой. Информационная победа боевиков во время первой чеченской войны может быть объяснена отсутствием в кадре положительного героя. Сами боевики стали восприниматься как положительные герои, как борцы за независимость и т.д.

Событие, освящаемое в новости, должно быть исполнено драматизма, в нем должна присутствовать борьба интересов, и даже насилие. Одна из особенностей общественного сознания в том, что шоу, спектакль, представление воспринимается с бòльшей охотой, чем сухая информация. Поэтому новость, которая хочет привлечь к себе внимание, должна быть выполнена по законам развлекательного жанра. Когда среди публики популярны научно-фантастические блокбастеры, в новостях больше ученых, а когда боевики – больше сцен насилия.

Событие должно обладать информационной асимметрией, событие должно выбиваться из привычного информационного и коммуникационного ряда. Событие, развивающееся по обычному сценарию (завязка – хороший и плохой герой – конфликт – победа хорошего над плохим – хэппи-энд), привлекает к себе значительно меньше внимание, чем событие, в котором симметрия привычного сценария нарушена («Если собака укусила человек – это еще не новость. Новость – если человек укусил собаку»).

Событие не должно диссонировать со стереотипами и ожиданиями массового сознания. То есть событие должно быть однозначным в плане интерпретации для массового сознания. Событие, которое невозможно проинтерпретировать однозначно тут же, у телевизора, вытесняется из зоны внимания. К примеру, совершенно не понятны для неспециалиста изменения учетной ставки Центробанка. Для того чтобы привлечь к этому событию внимание, необходимо разъяснить, какие последствия это событие будет иметь для экономики. Событие, кроме того, должно быть культурно релевантным, то есть укладываться в культурный код аудитории. И событие должно быть ожидаемо. Вот почему самыми неожиданными новостями бывают хорошо подготовленные новости.

Событие должно укладываться в повестку дня. Чем более событие совпадает с наиболее часто упоминаемыми темами новостей, тем выше вероятность того, что оно станет одной из новостей.

Создание информационных поводов можно планировать, для чего необходимо составить план событий, которые призваны стать информационными поводами. Такой план называется событийным планом или событийным рядом».9

Намного проще условия инфоповода трактуются на сайте rushkolnik.ru, правда, применительно к PR, что в данном случае не имеет значения: «Информационный повод - это событие социально значимого характера, которое инициируется субъектом ПР для внесения информации в его коммуникационную среду. Основные параметры: состав участников, взаимодействие между участниками в рамках информационного повода, хронотоп (место и время локализации)».10

Достаточно точно, на наш взгляд, высказался об инфоповоде и Б.Н. Лозовский (глава «Методика сбора информации» в учебнике «Основы творческой деятельности журналиста», изданном в 2000 г издательством «Знание»): «Что влияет на выбор жизненного материала, предназначенного для осмысления и опубликования:
Концепция данного СМИ, общественная миссия или представления о ней, имеющиеся в редакции;

специализация издания, канала;

потребности аудитории;

редакционный план работы;

персональные наблюдения, вкусы, предпочтения журналиста.

Но главным образом решение мотивируется событиями, сообщения о которых могут вызвать изменения в жизни, поведении, взглядах, знаниях, информированности, опыте значительной части аудитории, и потому сведения о них попадают на газетные полосы и в эфир. Так вот события, влекущие за собой подобные изменения, создают информационный повод, то есть необходимость их обнародования».11

С максимальной определённостью об инфоповоде (его принципах, роли и значении) написано на сайте А. Дедова (цитируем):

«Как определить, достойна ли новость публикации? Ответить на три вопроса. Ново ли это? (На телевидении, скажем, новизна сохраняется один день, а то и несколько часов.) Важно ли это? (На жизнь какого числа людей может повлиять событие.) Интересно ли это?

Интерес вызывают: конфликты (движение; двигатель развития; что-то происходит; кто победит);

близость (шум в собственном дворе всегда интереснее, чем в соседнем);

накал эмоций (эффект сериала – люди нуждаются в эмоциональной сопрочастности);

связь со значимыми лицами;

необычность (если собака укусила человека – одно, если человек укусил собаку – другое);

полезность (ориентировочная функция);

«попадание» в сферу интересов целевой аудитории (предприниматели, болельщики и т.п.).

Если ответ на вопросы положительный, можно говорить, что есть информационный повод».12

2.4. Информационный повод в конкретной практике

Как правильно выбрать информационный повод даёт советы Нина Зверева, автор учебника «Школа регионального журналиста», изданном в 2004 г. Автор на конкретных примерах, более того, «на языке родных осин» объясняет практические тонкости тележурналистики.

В одном небольшом городе ей «довелось увидеть две информационные программы дня, сделанные разными компаниями. В тот день как раз никаких особых катаклизмов не случилось, но программы оказались разными по содержанию».13

Вот как выглядела верстка первого варианта новостей (цитируем Н. Звереву):

«1 сюжет. Первый день работы нового директора на крупнейшем комбинате города. Его планы, настроение, реакция рабочих на его появление.

2 сюжет. Наконец-то залатали огромную выбоину на дороге перед зданием школы. Использован архив, показаны кадры прошлых аварий и сегодняшние кадры нормальной дороги.

3 сюжет. Репортаж из суда, где рассматривается громкое уголовное дело.

4 сюжет. Рассказ о замечательной женщине-инвалиде, которая выпустила книгу своих стихов.

Второй вариант новостей за этот же день из этого же города имел такую верстку:

1 сюжет. Заседание комиссии по бюджету Законодательного собрания.

2сюжет. Подробный сюжет о проблемах жилищно-коммунального хозяйства.

3 сюжет. Очерк о многодетной семье.

4 сюжет. Интервью с командой КВН, которая вернулась с областных состязаний (не победила).

5 сюжет. Очерк о коллективе народной песни.

Какой вариант выглядит более привлекательным? Разумеется, первый. Даже если представить себе, что все сюжеты второго варианта были сделаны отлично, возникает вопрос: «А новости ли это?» Новости – это событие, маркированное словом «сегодня».

Первый вариант новостей:

Первый день работы директора. Страшно сказать, но, скорее всего, это был совсем не первый день его работы. Однако журналисты не исказили истину, так как молодой человек только что избран и делает первые шаги на предприятии, от работы которого зависит судьба города. Этот человек всем интересен, и информационный повод придуман грамотно.

Яма на дороге. В этом случае надо похвалить журналистов за внимание к проблеме, которую они подняли. Но только, если яма была ликвидирована именно в этот день. Здесь нельзя хитрить, потому что люди прекрасно все видят и знают.

Репортаж из суда. Ясно, что громкое уголовное дело рассматривается не один день. Нам же нужен четкий информационный повод. Это могут быть слова «именно сегодня новый поворот произошел в рассмотрении уголовного дела», либо: «Сегодня ровно десять дней, как в таком-то суде рассматривается такое-то дело»14.

Как же из потока информации вытянуть несомненно важную, способную стать инфоповодом? По мнению известного журналиста Александра Амзина, написавшему замечательную книгу о журналистской практике, в которой он даёт дельные советы коллегам (Новостная интернет-журналистика, Аспект Пресс, 2011 г.), «одна из самых важных частей работы журналиста - мониторинг, отслеживание сообщений. Это источник ваших материалов. Ваша разведка. Представьте себе ручеек. Это издание или новостное агентство, которое регулярно выпускает самые разные сообщения, причем не обязательно обо всем, что происходит в мире. Один ручеек, Deutsche Welle, льет в общую реку новости о Германии, другой, BBC News, о Великобритании и ее отношении к происходящему, струйка агентства Regnum информирует всех желающих о происходящем в российских регионах. Все вместе они сливаются в единый гигантский поток. Эта река ни на секунду не останавливается. Новости не заканчиваются.

Чтобы не захлебнуться в потоке, надо очень ответственно подходить даже не к выбору сообщений, а к выбору источников.

Цель мониторинга - не только найти сообщение о происходящем, но и предоставить редактору несколько источников для написания материала. Мониторщик отбирает не те новости, которые ему нравятся, а те, которые понравятся читателю. Каков читатель? Что его интересует? Новый компьютер или спецоперация в Чечне? Гей-парад или запуск детективного телесериала?

Мониторщик своим инстинктом, выработанным чутьем учитывает конъюнктуру момента, делает поправку на привычки и объем аудитории. Мониторщик, если он не ограничен рамками какой-либо темы, не может читать до конца все новости, которые находит. Он ориентируется на заголовок и первый абзац. Поэтому высший пилотаж для мониторщика - уметь в нужный момент нащупать странность в новости, прочесть ее и вычленить необычный новостной повод… Надо очень любить свою работу и читателей, чтобы каждый день работать фильтром новостей».15

Александр Амзин, как мы видим, познакомил читателя не только со спецификой работы журналиста электронных СМИ по отбору новостей, но и подал ему уроки гуманизма по отношению к потребителю информации. Кроме того, опытный журналист поделился и секретами подачи информации, теми технологическими приёмами, без которых инфоповод может попросту «утонуть» в тексте».

Разумеется, всё сказанное Амзиным в той или иной степени относится ко всем жанрам журналистики, не только новостному, и вообще не только документальным. Каждый из журналистов должен быть мониторщиком.

2.5. Единство принципов и подходов в инфоповоде

Для «закрепления» сделанных автором курсовой работы заключений, думается, будет уместным привести мнения и других профессионалов по СМК, кстати сказать, не всегда (и не всегда полностью) совпадающие. Так, например, Д. Карпушин к событиям, достойным стать информационными поводами, относит те, которые (цитируем): «Существенно влияют на жизнь населенного пункта, региона или государства, где расположена организация;
носят международный характер;

не имеют мировых или региональных аналогов;

носят характер чрезвычайных ситуаций или повлекли за собой человеческие жертвы;

происходят периодически, однако характеризуются ярко выраженной положительной динамикой — рост числа участников конференции в разы, значительное увеличение прибыли предприятия за отчетный период;

происходят периодически, однако характеризуются ярко выраженной отрицательной динамикой (как инфоповод для пресс-релиза организации нежелательно, однако возможно);

предполагают значительный экономический или социальный эффект — создание новых рабочих мест, повышение средней заработной платы, вывод направления деятельности на уровень рентабельности;

И, наконец, те, в которых участвуют VIP.

На информационный повод могут также претендовать события по сути незначительные, но содержащие в себе занимательные факты (допустим, в студенческой олимпиаде принимает участие ученик младших классов средней школы, в легкоатлетическом пробеге, посвященном юбилею завода, победил генеральный директор предприятия). Информационным поводом вполне может оказаться событие само по себе незначительное, но противоречащее привычному ходу вещей — «яйцо снесло курицу»».16

Итак, если обобщить сказанное, получится, что информационный повод – это событие, которое может быть интересно читателям, зрителям или слушателям, событие, из которого можно создать информационное сообщение – новость. А из новости и нечто большее (репортаж, корреспонденцию).

Если же говорить об иных сферах применения инфоповода, они практически для всех СМИ аналогичны. Признаки информационного повода для PR и рекламы по сути те же, что и в журналистике. Ниже приведены выдержки из «катехизиса» специалистов, работающих в сфере рекламы, и опубликованных на сайте фриланс-копирайтеров: «В событии должен быть главный (положительный) герой, чтобы читатель мог ассоциировать себя с ним;
негативное событие вызывает более сильный эмоциональный отклик;

событие должно однозначно пониматься публикой;

событие должно быть согласовано с топовыми темами новостей.

Кстати сказать, к секретам формулирования информационного повода в числе уже названных имеет смысл отнести:
1. Прошедшее время, совершенная форма глагола. Глагол в прошедшем времени в совершенной форме говорит о свершившемся факте – главном, что делает новость новостью. Так построены сообщения новостных агентств и заголовки статей. В большинстве случаев активный залог предпочтительнее пассивного. «Автор» действия должен быть на первом месте. Кто сделал что? «Совет завершил строительство», «Компания А купила акции у компании Б»,

2. Винительный падеж и предметность. Объект делает текст новостью. «Фирма выпустила…» – не о чем писать. «Фирма выпустила новую модель автомобиля» – это уже практически информационный повод.

События в фирме, из которых можно сделать новость:
Намерение совершить действие (сделку, поставку, выход на новый рынок).

Подготовка ресурсов для совершения действия (финансы, люди, оборудование).

Достижение договоренности с партнерами (поставщиками, покупателями) о совершении действия (подписание договора или устная договоренность).

Начало действия (оформление документов или фактическое начало).

Первые результаты деятельности, окончание этапа работ.

Новые (подкорректированные) планы в рамках действия. Окончание действия.

Подведение итогов действия.»17

Л.А. Васильева в учебном пособии с весьма красноречивым, говорящим в пользу инфоповода названием «Делаем новости!» (М.: Аспект Пресс, 2003.), приводит формулу Квинтилиана, утверждая, что «она необходима для новостей вчера, сегодня и всегда». Вот эта формула: кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?)»18

По словам Л. Васильевой (далее цитата из пособия), «римский ритор Квинтилиан и не подозревал, какой вклад он внес в теорию журналистики. Но созданное по его формуле, содержащее ответы на все вопросы, событие само по себе еще не может называться новостью. Такому событию не хватает «головы» – событийного, информационного, оперативного повода. Долгое время информация в советской прессе не ограничивалась бесстрастной фиксацией тех или иных фактов. «Ее цель – последовательная пропаганда достижений партии и советского народа. Когда мы говорим, что информация должна быть партийной, подразумевается именно это – идейный стержень информации. В информационных материалах, как правило, сообщаются лишь сами факты, без выводов и политических обобщений: читателю предоставляется самому сделать необходимые выводы. Это, однако, и предполагает обязательную организационную роль редакции в подборе публикуемых материалов», - говорит автор пособия, цитируя, в свою очередь, Л. К. Бронтман (Информация в газете. М., 1948. С. 5.)

Газеты являлись органами партийных комитетов, вся информация строго регламентировалась. Весомость факта определялась пропагандистской направленностью. А сам факт определялся так: «это простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях идеологического воздействия на читателей» (Фоминых В. Н. Публицистический факт. Красноярск, 1987. С. 36.)

В условиях рынка уже мало создать отличный новостной продукт. Успеха можно добиться лишь в том случае, когда масс-медийное издание наладит взаимосвязь, взаимопонимание, создаст атмосферу открытости и сотрудничества с приобщенными к информации людьми.

Новость является родовым определением для целого ряда видов публицистики – репортажа, интервью, корреспонденции. Оперативный, информационный повод плюс «семерик» – сенсационность, броскость, оригинальность, прикольность, полезность, значимость, оглушительность, плюс документальные факты – это в журналистике главное и основное. Именно эти компоненты определяют качество новости, а затем направление и характер публицистического выступления.

Если ваша цель – проинформировать о событии, то вами будет выбран жанр информационной группы. Всесторонний анализ новостного события соответственно потребует использования аналитических».19

Об этом же, в сущности, говорит и Марина Шостак (Шостак М. Журналистика новостей. – «Журналист». - №8, 1997 г.): «В любом репортерском сообщении необходимы: новость, информационный повод, оперативный повод. Информационным поводом может быть происшествие или шаги, предпринятые журналистом (встреча, телефонный звонок, поиск под "маской"); оперативный повод связан с сиюминутностью события, происшедшего в ближайшие часы, на днях, на этой неделе (повод сообщить о чем-то, пока не остыл интерес), либо с памятной датой.

Кроме поводов, репортеру необходимо и профессиональное ощущение пригодности факта к журналистской обработке, к его превращение в "новость". В ХХ веке была сделана попытка выделить "классические элементы новости": своевременность (происшествия или отклика на него); близость события аудитории (когда "чужое" узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни); конфликтность; "человеческий интерес" (сопоставимость с "общечеловеческими темами", - жизни, смерти, любви)».20

2.6. Особенности распространения информации и инфоповод

Необходимо коснуться еще и такой темы, как особенности PR, наиболее ярко представленные в профессии спин-доктора, специалисты которой выполняют функции, принципиально отличные от функций журналистских (производящих большую часть своей работы ещё до опубликования новости), и в то же время неразрывно связанной с журналистикой и иными СМК.

Так, например, Г. Почепцов говорит о том, что «масс-медиа лишь расширяет и распространяет представления, заданные со стороны властей, и приводит данные, подтверждающие, что новости в масс-медиа зачастую рассматриваются как выборочная интерпретация событий».21

Цитируем: «Английские учёные, исследуя факты освещения кризисных событий в прессе, вышли на следующие двенадцать характеристик:
Частота — чем больше частота события совпадает с частотой новостей, тем большая вероятность того, что событие будет рассматриваться как новость.

Амплитуда — соответствующий уровень, например, насилия нужен для того, чтобы оно рассматривалось как новость.

Неоднозначность — чем меньше неоднозначность, тем большая вероятность того, что событие будет замечено.

Релевантность — событие должно быть культурно релевантным, чтобы быть замеченным в качестве новости.

Совпадение — чем более событие ожидаемо, тем скорее оно станет новостью.

Неожиданность: для того, чтобы стать новостью, событие должно быть редким и неожиданным.

Если событие стало новостью, оно будет оставаться новостью, даже при снижении амплитуды.

Композиция — новости компонуются так, чтобы создавать баланс между различными сообщениями.

Элитные нации быстрее становятся предметом новостей.

Элитные слои общества быстрее становятся предметом новостей.

Чем больше событие персонализировано, тем выше вероятность для него стать новостью.

Чем больше событие негативизировано, тем выше вероятность для него стать новостью».22

В целом же, как мы видим, и в ремесле «выкручивания» (spin) используются те же принципы инфоповода, что и в других отраслях СМК. Нельзя также не упомянуть ещё о нескольких аспектах теории и практики инфоповода. Алексей Басков пишет в своём блоге о том, что в методиках создания информационных поводов есть свои «подводные камни». Цитируем материал из блога Алексея Баскова:

«Не каждое специально созданное событие попадает в ленты новостей. Необходимо придумывать информационные поводы «с запасом», и регулярно «бомбить» редакции СМИ пресс-релизами...

Другая проблема — алчность журналистов, точнее коммерческих директоров СМИ. Есть еще риск, что ваше событие перешибет другой информационный повод. Случись землетрясение в тот день, когда вы запланировали пресс-конференцию, то именно землетрясение, а не ваша новость станет новостью номер один. Ну и самая большая ошибка — плохо известить о событии СМИ и общественность. Придумали информационный повод, хорошо его подготовили — так потратьте часть своих сил и денег заказчика, на то, чтобы хорошо известить о нем всех. Кстати, большое количество рекламы повышает значимость события — журналисты тоже люди, и реклама на них действует так же, как и на остальных.

Часть бизнесменов считает создание информационных поводов разновидностью бесплатной рекламы. На самом деле технология информационных поводов — это не замена рекламы, а другой способ присутствия в медиа-пространстве».23

О том, как воздействуют СМИ на социум, разумеется, немало размышляли и профессионалы, непричастные к журналистике или мало причастные, философы, историки, обществоведы, обращая внимание на множество иных, кроме перечисленных в данной работе, и в массе своей негативных свойств масс-медиа и инфоповода.

Умберто Эко в 1995 году писал: «Разница между критикой способа представления новостей в печати и простым передиранием новости, которая подается как полученная из первых рук, уже никем не ощущается. Мне кажется, это болезнь журналистики. Один компетентный человек сказал мне, что газеты, в которых практикуется такой подход, хорошо продаются (и, уж наверное, имеют меньше затрат). Если это — критерий, которого следует придерживаться, я умолкаю».24

Жан Бодрияйр еще в 1970 году предпринял попытку дать оценку современному обществу, учитывая критерий информационного воздействия, и, тем самым подписав обществу «смертный приговор»: «Средства массовой информации отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Суть этого тоталитаризма состоит в «гомогенизации» событий, приданию им равноправия перед восприятием потребителя. СМИ убивают живое содержание мира, извлекая из него лишь события, содержание которых, в свою очередь, сводится уже лишь к бесконечной отсылке друг на друга. На основе такого отношения к подлинной действительности СМИ формируют «неореальность», не имеющую категорий истинности и ложности. «Неореальность», в создании которой также участвует реклама, состоит из «псевдособытий», возникновению которых не предшествует ничья цензура. Реклама не призывает к анализу достоверности своего содержания, а требует веры в себя. В этом смысле она имеет пророческий характер».25

Подобным образом рассуждает и публицист, священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов: «Факт есть не повод для мысли, а причина мысли. Так в хорошей журналистике. В плохой журналистике разнообразнейшие факты, превращаясь в повод, дают журналисту предлог высказать две-три мысли, которые он накопил. Например, что во всём виноваты евреи. Или что нет правды на земле. Или что надо работать».26 Впрочем, дальше он замечает, что «никто не будет читать эссе, если в нем нет фактов. Нет факта - значит, нет повода для беспокойства, а чтение есть, прежде всего, беспокойство. Монтень, основавший эссеистику, это знал, знал и пропорцию, в которой должны соотноситься "информационные поводы" и мысли».27

8. Информационный повод в практике провинциальных изданий

Автор настоящей работы полагает, что работа журналиста в провинции имеет ряд особенностей, увы, не способствующих качественной журналистике.

В течение 6 лет автор был корреспондентом муниципальной газеты «Панорама» (г. Зеленогорск Красноярского края) и 6 месяцев (весна – лето 2011 года) редактором муниципальной газеты «Бородинский вестник» в г. Бородино Красноярского же края. Можно предположить, что со специфическими проблемами провинциальных СМИ, он знаком «изнутри». Именно поэтому практическую часть работы автор посвящает нескольким эпизодам собственной биографии, проиллюстрировав их примерами из авторских публикаций. Одна оговорка. Эти тексты, за исключением первых двух, написаны после ухода автора из названных газет на «вольные хлеба». Ныне он сотрудничает с газетами «Панорама» и «Красноярский рабочий» в качестве фрилансера.

В каждой из представленных автором публикаций (точнее, в том, что им предшествовало), как он считает, имелся определенный инфоповод или даже несколько поводов, имевших определённое значение для города, если судить, в том числе, по ответной реакции властей (негативной) и нескольких десятков горожан (в основном позитивной).

Одна из самых существенных проблем провинциальной журналистики, как известно, это роковая привязанность к местным органам власти и самоуправления. Большинство редакций газет такого рода – это муниципальные бюджетные организации, подчиняющиеся воле городского (районного) начальства и управляемые властью предержащей. Критика власти, близких к ней структур и личностей в таких условиях воспринимается как враждебная деятельность. Отсюда множество иных пороков, помельче - отсутствие достоверности, мелкотемье. Притом, что, безусловно, тем значимых и интересных в провинции множество.

В сложившихся условиях провинциальные редакторы и журналисты, как правило, не ропщут, ибо муниципальная газета это по определению доходное место. Строптивые журналисты в большинстве случаев, устав бороться с «ветряными мельницами» вынуждены покидать сервильные по своей сути издания. Практически все из них до ухода в той или иной форме подвергались давлению со стороны власти. Что это такое испытал на себе и автор курсовой работы. Дважды ему приходилось (под страхом наказания, естественно) перевёрстывать газету, причём в день сдачи в печать, и дважды уже в типографии переписывать материалы. Всё это происходило с автором в «Бородинском вестнике», в «Панораме» его лишь слегка ограничивали в свободе.

Цензурирование «Вестника» и воспрепятствование деятельности журналиста со стороны власти (ст. 3 Закона о СМИ и ст. 144 УК РФ), кстати сказать, будучи сами по себе прекрасными инфоповодами, должны были стать основой для написания обличительных материалов. Но не стали. Автор счёл, что в сложившейся ситуации его действия могли быть неверно истолкованы с моральной точки зрения. Это был как раз той случай, когда, по мнению автора, инфоповод применить было нельзя.

На момент же назначения в должность редактора автор опубликовал материал, для которого основным поводом стал факт назначения. В том, что это был скорее разговор по душам с читателями, а не тронной речью, легко убедиться, проанализировав выдержки из материала («Газета должна и будет информировать», блог автора «Из глубины сибирских руд», 26 июня 2011 г.)

Цитируем: «Причина назначения, на мой взгляд, достаточно проста: «Бородинский вестник» не вполне соответствовал своему назначению. Возможно, вестником он и был, то есть приносил горожанам вести, но делал это очень уж своеобразно... словно сквозь сито их просеивая, и всё сколько-нибудь проблемное и болевое оставлял вне газетных полос. У читателей должно было сложиться впечатление, что в Бородине тишь да гладь, потревожить которую ничто не способно, никакие «отдельные недостатки» (о коих изредка и с неохотой всё же писалось), ни мировой финансовый кризис, ни моровые поветрия... Убеждён, что о происходящем в жизни города газета должна информировать читателей в максимальной полноте… В «Вестнике» господствуют бесконфликтность и конформизм… Наши взаимоотношения с главой города сугубо деловые. Вполне, как мне кажется, дружественные, но никак не дружеские, даже не приятельские. Мы очень разные люди... даже книжки разные читаем и за разные спортивные клубы болеем».28

Автор, как мы видим, пытается объяснить читателям, что газета больна и нуждается в лечении, выступив в качестве терапевта. То есть, главное в публикации не самопрезентация (послужной список, личные связи), а демонстрация способности здраво и конструктивно мыслить, готовность привести газету в нормальное состояние. Броская подача информации и доверительность тона, по его мнению, должны были поспособствовать интересу читателей к публикации. Но основным компонентом инфоповода было то, что автор рассеял сомнения горожан в близости к мэру и открыл глаза на никчёмность газеты.

В публикации о краеведе Ефиме Владимирове («Ефим Владимиров – бородинский Нестор-летописец», 27 августа 2011 г.) акцент был сделан на том, что тот долгие (и самые плодотворные) годы проживал именно в Бородине, но среди компонентов инфоповода были и такие важные, как лагерное прошлое краеведа («враг народа»), а также уникальность и несомненная историческая ценность некоторых публикаций «бородинского Нестора». Вместе с тем автору было важно рассказать об этом человеке и нечто такое, о чём принято умалчивать. Процитирую одно место из очерка о Владимирове, оставив цитату без комментария (настолько посыл автора в этом материале очевиден):

«Пытаясь восстановить полноту картины того или иного события, случалось, перебарщивал... прибавлял лишнее. Однажды написал, что Ленин якобы поднимался в Саянах на вершину Боруса. Местные комсомольцы, поверив в это, водрузили на горе ленинский бюст. Также он «сватал» музею в селе Шушенское хомут от лошади, «которая возила Ленина». Впрочем, это было уже в старчестве. Превратности пламенной любви к вождю? Или памяти. Впрочем, и в менее почтенном возрасте, Владимиров допускал досадные оплошности. С его легкой руки пошло в мир утверждение, что некоторым населенным пунктам имена, в частности Бородино, давали ссыльные солдаты, причем конкретно Семеновского лейб-гвардии полка. Но историк это заявление не подтверждает документально, - вот в чем беда».29

Для материала об адаптивном спорте в Бородине инфоповодами были и состояние «инвалидского» спорта в городе («никакое»), и бездеятельность чиновников, и личные спортивные и человеческие успехи героя материала Андрея Алексеева, инвалида I группы, человека с непростым прошлым. Кстати сказать, через два месяц после опубликования этого материала инвалидам под спортзал выделили комфортное помещение. Приведем цитаты из корреспонденции «Человек с повышенными потребностями» (Красноярский рабочий, 28 июня 2013 г.):

«По мнению Андрея Алексеева, в конце мая ставшего победителем в армрестлинге на краевой Спартакиаде среди инвалидов «Спорт без границ», в Бородине адаптивному спорту не уделяют должного внимания. Ни местная власть, ни общественные организации, ни сами инвалиды… (Рис.1)

Конечно, для большинства инвалидов число ограничений в любом случае останется достаточно большим, но какая-то часть из них в результате занятий спортом всё же будет преодолена. Насколько всё это серьёзно и для обретения душевного комфорта, и, в конечном счёте, для продления жизни человека, - понятно не только специалистам. Занятия спортом, безусловно, лечат и тело и душу. Это не надо доказывать…

Бывший наркоман и хулиган, как сам себя аттестовал Андрей Алексеев, едва оставшийся в живых после автоаварии, произошедшей 20 лет назад, год пролежал в кровати, и, по его признанию, жив доныне и радуется жизни по двум простым причинам. Первая: вера в бога. Вторая: спорт».30

В корреспонденции, посвященной демонтажу инсталляции, сооружённой в прошлом году на борту угольного разреза «Бородинский» («Скажи-ка, дядя, ведь недаром…») спецкор «Красноярского рабочего» Виктор Решетень, не скрывая радости, пишет, что давно пора было разрушить эту жуткую конструкцию. Для журналиста демонтаж и есть инфоповод. Обнаружив в этом материале несколько фактических ошибок, автор курсовой работы решил их исправить. Инфоповодом для него стали явная несправедливость журналиста по отношению к бородинцам, которым, вопреки его мнению, инсталляция пришлась по душе, но, прежде всего, историческая недостоверность, допущенная Решетенем в своём материале. Цитируем публикацию автора «Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были» (Красноярский рабочий, 5 сентября 2012 г.):

«Виктор Решетень… задался вопросом: "Разве такая композиция должна была стать знаковой в юбилейный год для жителей горняцкого города Бородино и села Бородино, названных в честь знаменитого полка, участвовавшего в Бородинской битве, а после вооружённого восстания в декабре 1825 года сосланного на вечное поселение в Сибирь?"… (Рис. 2)

Боюсь, что, упоминая в этом контексте доблестных воинов, коллега направляет читателя прямиком в дремучие дебри легенды, оставляя свой вопрос без ответа. Ведь речь идёт о лейб-гвардии Семёновском полке, точнее о поражающем своей живучестью историческом мифе, связанном с этим полком».31

Подводя итоги, автор приводит данные из публикации М. Вяткина «Метод нечёткого представления» (Журналистика и медиарынок, № 02, 2013), важной для оценки состояния провинциальной журналистики. Цитируем: «Материалы неопределенной тональности, неопределенного назначения, неопределенного жанра занимают наши страницы. Таковы результаты исследования, проведенного Фондом развития информационной политики в конце 2011 года.

В 2012 году анализу подверглись районные и городские газеты одного из субъектов федерации Приволжского федерального округа. Как и в первом случае, респонденты отвечали на вопросы одних и тех же анкет. Результаты обоих исследований оказались практически одинаковыми... Различные мероприятия (органов власти, коммерческих и общественных организаций) являются информационным поводом свыше 51% публикаций. Собственные наблюдения журналистов и обращения читателей порождают 44% материалов. А вот проблемы, обсуждаемые гражданами в соцсетях, в блогах и на форумах в интернете пока учитываются редакциями скромно. Они стали поводом к подготовке 5% публикаций».32

Получается, что инфоповоды у журналистов провинции не в большой чести, так же, как и самые злободневные темы (нет тем, нет и инфоповодов, и наоборот). На диаграммах, иллюстрирующих текст М. Вяткина, это видно отчётливо. (Рис. 3, 4)

Заключение

Автор полагает, что информационный повод «изобретен» для того, чтобы информация доходила до потребителя с максимальной пользой (и доходила непременно!) Главная функция инфоповода — привлекать, «зазывать», приманивать к себе. Инфоповод как инструмент медиа-технологий нейтрален. К политике и идеологии никак не привязан. Другое дело, кто, как и в каких целях его использует.

Итак, информационный повод — это медийное событие, которое своей значимостью или необычностью может заинтересовать потребителя того или иного средства массовой информации, на которого она и ориентирована. Инфоповод используется для продуктивного вхождения в информационную среду сообщений (message), способных повлиять на общественное мнение по тому или иному вопросу.

Информационный повод как составная часть медийных технологий имеет несколько особенностей, три из которых автор считает основными:
Зачастую в качестве информационного повода используется подготовленное, или, скажем так, сконструированное событие. Но основным «поставщиком» поводов остаётся самая что ни на есть обыкновенная земная повседневность. Задача журналиста – обнаружить их в информационном потоке будней.

Событие непременно должно привлечь внимание сотрудников СМИ, но также быть интересным и рядовым потребителям СМИ.

Инфоповод рассчитан на широкие слои населения. Массированное воздействие на общественное мнение – одна из основных целей применения инфоповода.

Все названные автором принципы в курсовой работе отражены и проиллюстрированы примерами, в том числе из профессиональной практики автора.

Список использованной литературы

Амзин, А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kebati.ru/journ/journ.pdf
Басков, А. Информационный ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newideology.ru/slovar/i/informatsionnyi-povod
Басков, А. Информационный повод как инструмент public relations [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://plutin.livejournal.com/32852.html
Бодрийяр, Жан. Общество потребления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/153916/read#t50
Васильева, Л. А. Делаем новости! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm
Вяткин, М. Метод нечёткого представления [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.jourmedia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=343:2013-02-21-07-05-25&catid=115:2013-02-21-06-41-19&Itemid=34
Гревнёв, В.М. Газета должна и будет информировать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.soferblog.ru/search?updated-min=2011-01-01T00:00:00%2B07:00&updated-max=2012-01-01T00:00:00%2B08:00&max-results=2
Гревнёв, В.М. Ефим Владимиров – бородинский Нестор-летописец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soferblog.ru/2010/08/blog-post_27.html#more
Гревнёв, В.М. Человек с повышенными потребностями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasrab.com/archive/2013/06/28/10/view_article
Гревнёв, В.М. Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasrab.com/archive/2013/09/05/24/view_article
Дедов, А. Новость. Информационный повод [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://al-dedov.narod.ru/journalists/jourtech.htm
Зверева, Н.В. Школа регионального журналиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://danshorin.com/liter/zvereva1.html
Информационный повод [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.copywriter.ru/lib/lib_72.html
Информация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Карпушин, Д.И. Пресс-релиз: правила составления [Текст] / Д.И. Карпушин, Д.А. Чикирова. - СПб.: «Питер», 2007. - 224 с.
Кротов, Я. Журналистика между попом и собакой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://krotov.info/spravki/mine/1_life/07_zhurnalistika.htm
Лозовой, Б.Н. Методика сбора информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
Понятие «новость» и типы информационных поводов. Новость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rushkolnik.ru/docs/index-53231-28.html
Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-Бук, 1999. - 301с.
Понятие «новость» и типы информационных поводов. Новость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rushkolnik.ru/docs/index-53231-28.html
Сухотерин, Л. Юдинцев, И. Информационная работа в государственном аппарате Из пушки по воробьям. Каналы индивидуального информирования и средства массовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cjes.ru/lib/content.php?content_id=4094&category_id=3
Шостак, М. Журналистика новостей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school6krsk.narod.ru/g-book/pages/LEAD.html
Эко, Умберто. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках [Текст]: / Умберто Эко. - М.: Симпозиум, 2010. – 416 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1

Андрей Алексеев уже сам по себе инфоповод, человек трудной судьбы, инвалид-колясочник, чемпион края по адаптивным видам спорта.

Фото В. Гревнёва. 2013 год.

Рисунок 2

Инсталляция Бертрана Госселена (Франция) на борту угольного разреза «Бородинский», демонтаж которой стал инфоповодом для корреспонденции В. Решетеня.

Фото В. Гревнёва. 2012 г.

Рисунок 3
Рисунок 4

1Информация [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
2 Сухотерин Л. Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате Из пушки по воробьям [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cjes.ru/lib/content.php?content_id=4094&category_id=3
3 Там же.
4 Там же.
5Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8Басков А. Информационный ресурс [Электронный ресурс]. - URL: http://newideology.ru/slovar/i/informatsionnyi-povod
9Там же.
10 Понятие «новость» и типы информационных поводов. Новость http://rushkolnik.ru/docs/index-53231-28.html
11Лозовой Б.Н. Методика сбора информации [Электронный ресурс]. – URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
12 Дедов А. Новость. Информационный повод [Электронный ресурс]. – URL: http://al-dedov.narod.ru/journalists/jourtech.htm
13 Зверева Н.В. Школа регионального журналиста [Электронный ресурс]. - URL: http://danshorin.com/liter/zvereva1.html
14Зверева Н.В. Школа регионального журналиста [Электронный ресурс]. - URL: http://danshorin.com/liter/zvereva1.html
15Амзин А., Новостная интернет-журналистика. – URL: http://kebati.ru/journ/journ.pdf
16Карпушин Д.И. Пресс-релиз: правила составления [Текст] - СПб.: «Питер», 2007. С. 14-15.
17 Информационный повод [Электронный ресурс]. - URL: http://www.copywriter.ru/lib/lib_72.html
18 Васильева Л.А. Делаем новости! [Электронный ресурс]. – URL: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm
19 Там же.
20Шостак М. Журналистика новостей [Текст]. – URL: http://school6krsk.narod.ru/g-book/pages/LEAD.html
21 Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст]. - М.: Рефл-Бук, 1999. С. 69-70.
22 Там же.
23Басков А. Информационный повод как инструмент public relations. - URL: http://plutin.livejournal.com/32852.html
24Эко Умберто. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках [Текст]. - Симпозиум, 2010. С. 182.
25Бодрийяр Жан Общество потребления [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.rus.ec/b/153916/read#t50
26 Кротов Я. Журналистика между попом и собакой. [Электронный ресурс]. – URL: http://krotov.info/spravki/mine/1_life/07_zhurnalistika.htm
27Там же.
28Гревнёв В.М. Газета должна и будет информировать [Электронный ресурс]. – URL: http://www.soferblog.ru/search?updated-min=2011-01-01T00:00:00%2B07:00&updated-max=2012-01-01T00:00:00%2B08:00&max-results=2
29 Гревнёв В.М. Ефим Владимиров – бородинский Нестор-летописец [Электронный ресурс]. – URL: http://www.soferblog.ru/2010/08/blog-post_27.html#more
30 Гревнёв В.М. Человек с повышенными потребностями [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krasrab.com/archive/2013/06/28/10/view_article
31Гревнёв В.М. Не говори с тоской: их нет, Но с благодарностию: были [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krasrab.com/archive/2013/09/05/24/view_article
32Вяткин М. Метод нечёткого представления [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jourmedia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=343:2013-02-21-07-05-25&catid=115:2013-02-21-06-41-19&Itemid=34