четверг, 6 февраля 2014 г.

РОДНИК И РОДИНА — СЛОВА ОДНОКОРЕННЫЕ

Поводом для написания этого материала послужила публикация Виктора Решетеня «Сибирские живые родники» в газете «Красноярский рабочий» (16.01.14). Журналист, живущий в Заозёрном, рассказал об окрестных подземных источниках воды. Два из них, спасовский и новокамалинский, широко известны. О двух других, полагаю, знают немногие. Первый находится на станции Буйная, второй в районе несуществующей ныне деревни Усовка. На самом деле, конечно, родников и ключей в округе гораздо больше. Расскажу о нескольких известных мне и моим друзьям-приятелям. Внесу свою лепту в историю с географией.

Одигитрия — указующая путь

Самый «знаменитый» из родников Рыбинского района, широко известный еще с XIX века, — Ивановский Тихвинской Иконы Божией Матери. Расположен он вблизи села Ивановка. Православные христиане почитают его святым, ежегодно устраивая здесь молебны с водосвятием.

Вода в этом роднике, очевидно, из того же подземного озера, что и спасовская, тем более, что до села Спасовка считанные километры. Спасовский источник посвящен Иконе Смоленской Божьей Матери. Тамошнюю воду многие тоже считают святой, и не менее целебной, чем ивановская. Любопытно, что географическая близость никак не сказалась на органолептических свойствах воды из этих источников. Они абсолютно разные. И равно хороши. Студеная в любое время года, и спасовская, и ивановская вода отличаются необыкновенной мягкостью, прекрасно утоляют жажду, а чай и морс, приготовленный из неё радуют благородством цвета и вкуса. О лечебных свойствах ничего сказать не могу (говорят, исцеляет от почечных недугов), кроме того, что снимает головную боль, бодрит и освежает. Пять лет назад оказался здесь с друзьями после затяжных новогодних застолий. В мороз омывали лица, не чувствуя холода, только приятное доброе тепло. С тяжелым похмельем было покончено в одночасье.

А летом того же года мне довелось побывать на молебне и описать его в заметке «Бог вымочит. Бог и высушит» в зеленогорской газете «Панорама» (16.07.08. № 29). Позволю себе пространную цитату из той давней публикации: «Несколько лет назад в Ивановке восстановили часовню при кринице. И все эти годы 9 июля, в День Иконы Тихвинской Богоматери здесь проливается тёплый благодатный дождь.

Многие из собравшихся прихватили с собой зонтики, хотя с утра ничто дождя и не предвещало. Не забыли и о священниках, растянув во время литургии клеенку над их головами. Поразила воцарившаяся у часовенки, причем еще до начала службы, радостная благолепная атмосфера. Незнакомые люди, улыбаясь, поздравляли друг друга с праздником. Настоящее ликование у молящихся вызвали слова настоятеля заозёрновского храма св. Апостола Иоанна отца Петра (ныне настоятеля храма пр. Серафима Саровского в Зеленогорске. - В. Г.):
- Что же мне, ничтожному, делать, когда Вас сам Господь окропляет? - говорил улыбаясь батюшка. Вода ручейками стекала по его лицу.


Прежняя часовня-каплица была построена на источнике в начале прошлого века, и разрушена в 1935 году. Нынешнюю восстановили на пожертвования мирян... По словам местного фельдшера, краеведа Владимира Медведева, в округе есть еще несколько прекрасных источников, не все из них, правда, стали святыми. Добрая слава, к примеру, у воды из ключа, находящегося рядом с селом Переясловка, населённого потомками переселенцев из Украины.

Сообщил Владимир Кириллович и об одном чуде, связанном с Ивановским источником. По свидетельству жительницы Зеленогорска Екатерины Малышевой, несколько лет назад было чудесное видение водителю автомашины, ехавшему вечером по трассе мимо села. Ему внезапно, на короткое время явилась икона Богоматери, отведя неминуемую беду. Сбавив скорость, водитель обнаружил лежащего на проезжей части человека. Если бы не видение, мог бы наехать. Недаром, как уточнил краевед, к имени Богоматери зачастую прибавляется слово Одигитрия — «указующая путь»...




Признаться, всегда был и остаюсь убеждённым атеистом, и слово «бог» из принципа пишу со строчной буквы, но вот ивановские «мистические» истории меня умилили и, что называется, в самое сердце проникли.

Расскажу, пожалуй, ещё одну, услышанную от фельдшера Медведева. Многие считают её легендой, не веря в достоверность... слишком уж она складная. Но для краеведа и слухи — это исторический материал. Приезжали на святой источник «новые русские», с развесёлыми девахами, громкой музыкой, спиртным. Купались прямо в роднике, хотя в двух шагах от каплицы есть место для омовений. Местный житель сделал им замечание, и был послан к такой-то матери. А кончилась эта история трагически. На выезде из села джип с гуляками перевернулся, кто-то из седоков погиб. Что это было? Кара за святотатство?

Карпатская или днепровская? Какая лучше?

Очень популярна в районе также гмирянская вода. В селе Гмирянка имеются три скважины, две из них глубинные, принадлежат частному предприятию «Днепр». Одна из скважин в свободном доступе, «бесплатная». Вода в селе исключительно высокого качества, особенно глубинная, что подтверждено соответствующими документами. Предприниматели возили образцы в Москву, Новокузнецк и Красноярск. Кроме химического и биологического анализов, проводилось исследование радиологическое. Вода «Днепра» официально признана минеральной столовой водой, её бутилируют, поставляют бородинским предприятиям СУЭК и в торговую сеть. По нашей информации, ни один из источников Рыбинского района не изучался так подробно, как гмирянские.

Впрочем, нет. В городе Бородино в 90-х годах воду тщательно изучали экологи из Семипалатинского ядерного полигона (НПО «Луч»). Ими были проверены практически все ключи и большинство колодцев. Результаты, надо сказать, смутили бородинцев, знавших наверняка, что водопроводная вода в городе действительно дурна, но никто и предположить не мог, что подземная ещё хуже. Фенол, бензапирен и радионуклиды. Откуда все эти прелести? Из недр. Горняцкий город расположен вблизи с угольных разрезом, более того, часть городской застройки размещена фактически на рудном теле. Вот и причина такого химического изобилия. Для сравнения, гмирянские источники находятся рядом с Памятником природы краевого значения «Гмирянский бор», можно сказать, в заповедной зоне.

Один из бородинских источников несколько лет назад в праздник Покрова Божией матери был освящен местным священником отцом Владимиром. Установили крест. Батюшка тогда заметил:
- Мало в Бородине святых мест. И они должны появиться. А каким образом эти святые места появляются? Пришли люди и сказали: «Какое место здесь красивое, давайте, будем здесь молиться». И начинают люди молиться, и—вот, это место становится освященным и освещаемым.
Любопытно, конечно, было бы узнать, как молитва способна изменить молекулярный состав вода. Уверен, что никак. Но спросить побоялся. Не одобряют православные таких вопросов, свято веря в чудо.

Интересно, что в соседнем с городом одноимённом селе Бородино есть родничок по имени Ключик, спрятавшийся в перелеске у озера, в 10 минутах ходьбы от сельсовета. Разрез «Бородинский», заметим, обезводил село ещё лет 20 назад, растребушив все водоносные слои почвы, раскинувшись во всю гигантскую ширь прямо за огородами. Трудно сказать, какого качества там вода, и сколько в ней «химии», того же радона, ещё одного верного спутника угля, но на вкус она очень хороша. Не хуже вода и в ближайших сёлах Низинка и Лозовая, а также Солонечное.

В новокамалинской воде, по словам Виктора Решетеня, присутствует сероводород. Это подтверждено и гидрологами. Но говорить о её лечебных свойствах едва ли уместно. Никто соответствующих исследований не проводил. Собственно говоря, сероводород в малых концентрациях для здоровья не опасен. Более того, он летуч. Если сосуд, в который набрали воды, подержать открытым полчаса, специфический запах этого газа уже не будет ощущается. Здешняя скважина, расположенная рядом с мелькомбинатом села Новокамала, на богатейшем месторождении, была оборудована для технических нужд, но изначально используется как источник питьевой воды. На вкус она хороша. Многим нравится больше гмирянской.

В Глубоково ключ бьёт у изножья Карпат, так называют местные жители скалистые горы рядом с селом. Недалеко от этого места, у моста через Баргу забурена скважина. Есть ключ и в Михалёвке. А в Татьяновке их целых три, и все они «именные», названы в честь односельчан, живших в далёком прошлом. Ни самих имён, ни того, за какие заслуги их присваивали источникам, никто уже не помнит. Ключи ведут себя по-разному. Один из них то появляется, то исчезает, то есть постоянством характера не отличается. Другой же наоборот, неизменно полноводен. Благодаря своей силе и неутомимости этот ключ наполняет водой ближайший лог, образуя большое озеро. Но воде и там тесно. Переливаясь через край, она ручьём устремляется к реке Рыбная. В Татьяновке нет колодцев, и когда ломается водопровод, жители идут к родникам.

По словам уроженца села Рыбное Сергея Жбанова, и в окрестностях этого села есть несколько родников. Мальчишкой ещё он бегал в Абрашовский бор, семья имела покос поблизости, ложился у родника на живот и пил через тростинку лесной коктейль. Зимой над родником вырастала огромная ледяная шапка. Заметим попутно, что в Гражданскую войну здесь шли ожесточённые бои. Местные партизаны дрались с отступавшими колчаковцами. Сергей говорит, что особенно много ключиков в болотах. В гиблых Клятовых, к примеру. Дорогу через них знал только один-единственный человек, завзятый охотник. Кстати, зверьё не вывелось в этих местах и доныне. Водится оно и в Моховых болотах, щедрых на родники, и в Гарях. Невдалеке от нового моста, в логу некогда бил ключик. Теперь на месте тонкого ручейка пруд-заказник с плотиной. Здесь разводят китайского карпа. В плохой воде, надо сказать, эта рыба не живёт.

В восточной части района расположилось село с «говорящим» именем Большие Ключи. Большинство родников здесь давно высохло. Одни названия остались. А от Малых Ключей и того не осталось. Нет уже этой деревни и на картах.

Ключевое богатство Сибири

Прекрасные родники имеются в соседних районах. Ирбейский пчеловод Павел Бусыгин «открыл» недавно ключ в сгоревшем украинском селе Галушка. Пробы отправлял в Красноярск. Ему выдали сертификат, назвав воду уникальной по всем параметрам. Хотелось сначала открыть небольшое производство, но взвесив все «за» и «против», Павел понял, что не потянет. Тайга, бездорожье. Огромные денежные затраты, налоги, бесчисленные согласования.

Есть источник и в самом Ирбейском, на западной окраине, назван он в честь св. мученицы Параскевы Пятницы. Чудесная часовенка над ним поставлена местным энтузиастом. Увы, нет у него преемника. Пожилой человек, хранитель родника опасается, что из-за болезней и немощи скоро уже не сможет ухаживать за ним. А вандалы здесь гости довольно частые. Несколько раз поджигали строения (купальня, беседка, хозяйственные постройки), крали нехитрое имущество. Между прочим, источник этот радоновый, а своей целебной силой известен с конца 18 века.

Родившийся в Ирбейском районе музыкант Виктор Авдеев назвал ещё несколько адресов, заметив, что очень хороша вода на клюквенных болотах вблизи с сёлами Стрелка и Тугач. Духовитая, настоявшаяся во мхах и травах.

Село Анцирь Канского района славится своим солёным источником в урочище Арапкан. Вода здесь хлоридная, магниево-натриевая. Пить её можно только сильно разбавив. Из специфических компонентов в ней обнаружены железо, бром, кремниевая и борная кислоты, а также микрокомпоненты с выраженным бальнеологическим значением: цинк, марганец, серебро. Казалось бы, изучайте подробнее и открывайте здесь здравницу, осваивайте промышленное производство целебной воды. Так нет же! Краевая власть в конце 90-х годов исключила Анцирское месторождение из числа памятников природы краевого значения как не соответствующее требованиям федерального законодательства к указанной категории особо охраняемых природных территорий. И предпринимателей Анцирь не заинтересовал. Один мой тамошний приятель иронически заметил по этому поводу: «Целее будет».

Много разнообразных источников и в других районах, соседствующих с Рыбинским. В Уярском нахваливают громадский и новопятницкий. В Манском - родник поблизости от посёлка Большой Унгут (деревня Новоалексеевка). Сколько их ещё...

Да. Богата Сибирь ключевой водой. Только ведь ничто в подлунном мире не вечно. Иссякают, исчезают и родники. И сами по себе, и по нашей воле. При таком, как ныне, прямо скажем, варварском, грабительском подходе к использованию природных ресурсов, а другие, похоже, нам и неведомы, вряд ли мы сохраним для потомков драгоценные недра. Это в полной мере относится и к водным источникам. Практически ни на одном из них нет санитарной охранной зоны. Территория вблизи того же Новокамалинского чудовищно замусорена, вокруг колонки бурьян по грудь, барханы золы. Вода здесь течёт непрерывно уже много лет, и хотя дебит скважины невелик, она когда-нибудь вытечет вся.

Думаю, что не погрешу против истины, сказав, что безответственность, равнодушие и расточительность, как и встарь, остаются одними из главных наших национальных черт. И бед. Мы не только родников своих не знаем, но и родни своей. Не знаем и не чтим. То, что наши генеалогические познания ограничиваются максимум прадедами — печальное тому подтверждение. Замечу напоследок, что в Толковом словаре Даля слова «родина» и «родник» помещены в одну словарную статью «Раждать», - однокоренные, значит. Вывод напрашивается сам собой. Безрадостный, увы.

Владимир ГРЕВНЁВ.
Красноярский край.
Рыбинский район.
http://www.krasrab.com/archive/2014/02/06/24/view_article