понедельник, 4 февраля 2013 г.

Бородинский оркестр. 10 лет полёта


25 января Бородинский муниципальный эстрадно-духовой оркестр отпраздновал свое десятилетие, выступив с большим концертом на сцене ГДК «Угольщик». Успех превзошел самые смелые ожидания оркестрантов и устроителей концерта. Это был подлинный триумф. Публика по завершении концерта приветствовала юбиляров стоя, громко и долго им аплодируя. Не менее удивительным было и то, что на концерт вообще собралось такое множество людей. Более половины зала на выступлении оркестра духовой музыки, да еще оркестра «доморощенного» - ситуация для провинции немыслимая.

Оркестр эпохи возрождения
Впрочем, справедливости ради отметим, что Бородинский оркестр уже на втором году существования ощутимо отклонился от собственно духовой музыки, то есть классических марша, вальса и фокстрота. Постепенный, но неуклонный отказ от кондовой духовой музыки в пользу эстрады стал трендом оркестра из горняцкого городка. В настоящее время репертуар оркестра насчитывает около двухсот произведений, половина из которых это эстрадные и джазовые пьесы. Именно они преимущественно исполняются в концертах, а произведения сугубо духовые, архаические по своей сути, звучат изредка и только по особым случаям. На юбилейном концерте оркестр отыграл только две таких пьесы, «Гусарский марш» А. Петрова и попурри на темы старинных солдатских песен «Бородино» М. Хавкина. Напомним, что прошлый год был годом 200-летия победы России над Наполеоном Бонапартом. Поэтому включение обоих маршей в программу юбилейного концерта было вполне естественным. Кстати сказать, киношный марш Андрея Петрова (фильм «О бедном гусаре замолвите слово» Эльдара Рязанова) был замечательно «проиллюстрирован» девчонками из танцевального ансамбля «Непоседы».
Собственно говоря, празднование юбилея оркестра должно было происходить в прошлом, а не в нынешнем году. Ведь впервые оркестр выступил перед земляками на День шахтера в 2002 году. По разным причинам, включая и праздник 200-летия русской воинской славы, которому подчинили все культурные мероприятия августа-сентября прошлого года, оркестровый праздник отложили почти на шесть месяцев.
Выступавший с поздравлением председатель горсовета Василий Климов (мэр Бородино в год создания оркестра), говоря об истории оркестра, вспомнил добрым словом руководителя городского отдела культуры тех лет Валентину Калиновскую, с завидной настойчивостью убеждавшей его и тогдашнего председателя горсовета Сергей Комогорцева дать добро на создание оркестра, благо, что в городе живет Александр Чуринов, музыкант с дипломом дирижера духового оркестра, более того, такой же фанатик духовой музыки, как и сама Валентина Даниловна. Благодаря интересу к духовой музыке, благосклонности по отношению к оркестру и единодушию городских властей, оркестр был сформирован в считанные недели. Инструментом поделилась Детская школа искусств. Между прочим, на этом металлоломе «времен Очакова и покоренья Крыма» бородинцы играли до 2010 года, покуда не удостоились краевого гранта на приобретение качественных инструментов импортного производства.
Надо сказать, Бородинский оркестр, имеющий, между прочим, звание народного, один из трех оркестров, возникших в крае на рубеже веков, изначально был наделен статусом муниципального, и его музыканты получают зарплату из городского бюджета. Заметим также, что даже в самые трудные времена, вопрос о снятии оркестра с «казенного довольствия» не ставился ни разу.
Рассуждая о прошлом и настоящем оркестра, о его роли в культурной жизни города, Василий Николаевич подчеркнул, что более уместным было бы празднование не юбилея оркестра, а его возрождения. Ведь на самом деле Бородинский духовой оркестр существует с начала 50-х годов прошлого столетия, умолкнув примерно в 1982 году, и вновь зазвучав в полный голос через два десятилетия. Заметим попутно, что из того, на время умолкнувшего оркестра в нынешнем составе играют два музыканта, Владимир Вайнбергер (кларнет, альт-саксофон) и Виктор Гревнев (сопрано и тенор-саксофоны). Для них связь времен — это не метафора, а факт биографии.

Святая простота и адский труд
Драматургия юбилейного концерта основывалась на хронологии событий, сопутствующих жизни оркестра, его зарождению, становлению, техническому и творческому росту. Вслед за традиционными по форме маршами оркестр вместе с певцом Владимиром Гревневым (он еще и барабанщик оркестра) исполнил песню Алексея Мажукова «Прикосновение любви», с которой некогда началось знакомство музыканта с будущим дирижером оркестра Александром Чуриновым. Ноты этой песни маститый композитор (его песни исполняли Магомаев, Понаровская, Ротару) подарил тогда еще студенту ГИТИСа, а ныне заслуженному артисту республики, артисту оперетты Сергею Шалагину. Сергей благосклонно передарил их на День Рождения своему другу Владимиру Гревневу. Дальнейшая судьба песни такова. Александр Чуринов написал аранжировку для эстрадного ансамбля и впоследствии дважды переписывал ее вместе с инструментовкой, в расчете на растущие, в том числе и колористические возможности оркестра. От первоначального варианта не осталась и следа. Песня приобрела необходимую воздушность. Святую простоту. И вот здесь, наверное, самое время сказать о роли дирижера в ментальном и художественном становлении оркестра. Именно благодаря его, Александра Чуринова тонкому эстетическому чутью, гармонической точности и безупречному вкусу, эвристическим особенностям мышления, смело и безошибочно оперирующему крупными формами, многослойной полифонической тектоникой и, разумеется, хорошей школе (Кемеровский институт культуры, Красноярская филармония), оркестр состоялся.
Александр, кроме того, наделен еще талантом композитора, он автор ярких, изысканных мелодий. Его песни так же хороши, весьма своеобразны по языку и интеллигентны по форме, как и аранжировки. Надо сказать, что практически все аранжировки и инструментовки в оркестре написаны (в крайнем случае - переписаны) дирижером. Это безо всякого сомнения один из факторов, определяющих «лица необщее выражение» Бородинского эстрадного оркестра. И это, конечно, колоссальный труд, требующий учета индивидуальных особенностей и возможностей каждого оркестранта, особенно если речь идет о джазе.

Братья-бенефицианты
После горячей и упругой бразильской самба «Тико-Тико», на авансцену вышел саксофонист Виктор Гревнев, исполнивший кряду два лирических джазовых произведения, балладу и босанову. К чести немолодого уже музыканта, пьесы, сыгранные Виктором вместе с оркестром и в ансамбле — не относятся к джазовым стандартам, звучат достаточно редко, и отличаются не только невероятно красивыми мелодиями, но и немалой сложностью. Их инструментовал Александр Чуринов, весьма деликатно подойдя к этим безусловным шедеврам джаза.
Виктор Гревнев — крепкий инструменталист, обладающий плотным, тембрально богатым звуком. Ему свойственны, кроме того, особое благородство, сдержанность, немногословность, умение поддерживать диалог. Это выражается и в звуке (саунде, как говорят джазмены), и в построении фразы, особенностях сценического поведения. Он из тех артистов, которым есть что сказать публике. Александр Чуринов, высоко ценящий талант Виктора Гревнева, высказался о нем, как о музыканте универсальном, в равной степени наделенном дарованием солиста, способным на импровизацию, на «полный улет», и сайдмена, играющего ровно то, что и весь коллектив, подчиненный воле дирижера. По словам Александра Николаевича, в оркестре немало одаренных музыкантов, есть музыканты, кроме того, хорошо образованные, имеющие серьезный оркестровый опыт, например, трубачи Валерий Горбунов (Иркутское музучилище, филармония, цирк), Андрей Хворостов (Абаканское музучилище), певец и перкуссионист Александр Афанасенко (Новосибирское эстрадно-цирковое училище, армейский ансамбль песни и пляски), баритонист и виолончелист Мартин Мирзоян (выпускник факультета культуры Ереванского пединститута им. Хачатура Абовяна, окончивший до того детский музыкальный интернат), флейтистка Виктория Никулина, получившая образование в Красноярской академии музыки и театра. Но в роли солистов пока выступают единицы (у Виктории, кстати, такой опыт есть).
- «Гул затих. Я вышел на подмостки...» На это надо решиться, - говорит Чуринов, - найти в себе смелость и, кроме того, быть внутренне готовым к индивидуальному, личному и личностному — без посредников - высказыванию, волеизъявлению, выворачиванию души наизнанку, тем более, если это еще сопряжено с риском новизны, необычными сценарием и ролью. Так, к примеру, брату Виктора Гревнева Владимиру в одном из номеров, как того требовал сценарий, пришлось выходить в гусарском костюме, точнее в ментике, наброшенном на плечо и с кивером в руке. Абсолютно новое для него амплуа.
Привыкший к статичным мизансценам, Владимир, к своему ужасу, вынужден был двигаться по сцене, изображая изрядно битого жизнью гусара, но не до конца еще в ней разочарованного, взыскующего любви, тепла и участия. И, увы, не находящего их. Создать этот непростой образ Владимиру помогала танцовщица и хореограф Анжела Уткина, выступившая вместе с ним. Романс начала прошлого века «День и ночь» Павла Германа и Бориса Фомина довольно убедительно прозвучал в декорациях XIX века.
За кулисами, во время переодевания, один из музыкантов, острослов и пересмешник трубач Виктор Карпенко съязвил: «Сегодня у братьев Гревневых бенефис». По обилию сольных номеров братья действительно давали фору остальным своим коллегам. Виктор играл еще одну сольную пьесу, уже на сопрано-саксофоне - «Северную песню» Юрия Саульского, солировал на сопрано в «Черном коте» того же автора. Владимир выступил с душераздирающей «Исповедью» Александра Барыкина и Павла Жагуна в оригинальной обработке Александра Чуринова. Солировал на барабанах в самом начале концерта. Впрочем, были и другие солисты, точнее солистки. И в личном зачете их успех превосходил суммарный братский.
Перспективная ретроспектива
Сотрудница ГДК Ольга Дедова спела чудную песню Евгения Крылатова из кинофильма «Чародеи», поиграв перед тем с залом в «угадайку» с помощью караоке. Оказалось, что песни кино советского времени зрителям превосходно знакомы и любимы. Еще одна солистка Галина Токарева спела два хита 80-х годов прошлого века, которые она исполняла с Чуриновым еще в те далекие годы - «Маэстро» и «Любовь настала» Раймонда Паулса. Публика аплодировала певицам неистово. Им даже «браво» кричали, что и немудрено. Это было добротное и доброе исполнение весьма качественного эстрадного материала застойного для СССР периода истории.
С не меньшим восторгом были восприняты публикой и другие концертные номера, англо-русское попурри «Ча-ча-ча» и переложение битловской песни «Вчера». Шквала аплодисментов удостоился завершавший программу «Марш рыбаков» Доривала Каимми в версии оркестра полиции Израиля (музыка из кинофильма «Генералы песчаных карьеров»). Неожиданно жизнерадостный, динамичный, заводной марш в латиноамериканской «упаковке» идеально подходил для финала почти двухчасовой программы, начавшейся, кстати сказать, с еще более оптимистической джаз-роковой композиции гитариста оркестра Виктора Авдеева и дирижера Александра Чуринова «Встречайте оркестр». Темпоритм концерта, несмотря на обилие медленных произведений и «монополизм» братьев Гревневых, соблюдался в необходимой и достаточной мере. Репертуар отличался завидным разнообразием, свежестью, оригинальностью и смелостью.
Заместитель главы города Александр Первухин поделился с оркестром и зрителями метафорой, пришедшей ему в голову на концерте, и в духовном плане, на его взгляд, идеально точно характеризующей оркестр и концерт:
- Юбилейные цифры и буквы на заднем фоновом занавесе — «10 лет» - в какой-то момент предстали перед моим взором как слово «полет», поскольку десятка своими очертаниями напоминала букву «п». И это, конечно же, не случайно.
На взгляд Александра Владимировича все эти десять лет оркестр находится в состоянии творческого подъема, который можно сравнить с вдохновенным полетом. Разумеется, на горожан это действует благотворно, поскольку оркестр исполняет музыку исключительно высокой пробы, и это облагораживает атмосферу города. С легкой руки Александра Первухина все поздравители в той или иной форме упоминали о полете. Руководитель оркестра «Ритмы времени» (г. Зеленогорск) Владимир Ксиво с нескрываемой радостью сообщил залу, насколько существенно за эти годы выросли в профессиональном плане его бородинские коллеги. О высоком полете и о высокой культурной миссии своих земляков, оркестрантов Бородинского муниципального оркестра говорила и руководитель отдела культуры Бородинской администрации Екатерина Сотникова, пожелавшая им новых свершений и новых высот. Музыканты оркестра, как мне кажется, надолго запомнят и то, как строгая и, можно сказать, бескомпромиссная Татьяна Шатерникова, директор ГДК, перед самым открытием занавеса, минутой раньше отчитывавшая их за что-то, украдкой перекрестила оркестр.

Николай Соколовский
http://kaleda.ru/articles/1546
Фото Сергея Сидорчука
P.S. Увы, из-за недостатка места, даже при скудости собранного нами материала, мы не можем рассказать об «изначальном» Бородинском оркестре, о первом и втором составах, которыми руководил выпускник Харбинской консерватории, исполнитель на деревянных духовых инструментах Александр Горелов, а до него, как утверждают старожилы, трубач Головин. Пятидесятые годы прошлого векаважнейшая веха в истории оркестра. Но достаточно интересными были и шестидесятые - начало семидесятых, когда появились первые электронные инструменты, которые взяли на вооружение вновь организованные эстрадные оркестры, однако параллельно с эстрадными существовал и традиционный духовой. И до определенного времени был столь же востребован. Думается, что вполне справедливым и уместным будет посвятить этим годам, людям и судьбам отдельную публикацию.