воскресенье, 19 августа 2012 г.

Что же будет с Родиной и с нами?

Выставка «Неизвестная страна художников» в Красноярске, вопреки гневным и уничижительным высказываниям ревнителей нравственности и художественных канонов, на самом деле — художественно совершенна и «морально устойчива». Более того, выставка явно претендует на звание культурного события благодаря заложенной в ней колоссальной взрывной силе. Представленные в залах культурно-исторического центра (КИЦ) работы способны основательно почистить засоренные стереотипами мозги сограждан. Экспонентов, независимо от стилей, направлений и масштабов дарования, объединяет неподдельная любовь к России, кровное с ней родство и обеспокоенность ее судьбами.
Почему же об этой выставке так мало говорят? Может быть, потому что, в отличие от Новосибирска и Краснодара, здесь ей не сопутствуют скандалы? Вообще, красноярцы, на мой взгляд, поступили мудро, соединив в единую экспозицию привезенную галеристом Маратом Гельманом коллекцию «Родина», вызывающую жестокие споры по всей стране, и работы «местные», в том числе из фондов КИЦ. Объединенной выставке красноярцы дали название «Неизвестная страна художников», что вызвало гнев Гельмана и одобрение простой публики вкупе с краевым начальством. Думается, что это не принципиально. Главное, что только благодаря компромиссу, выставку вообще удалось открыть. Устроители пожертвовали несколькими работами, по мнению их оппонентов якобы «оскорбляющими патриотические чувства» сограждан. Поступились и названием. Впрочем, как мне показалось, посетители воспринимают «Страну» как эвфемизм, и идут на «Родину», пусть и переименованную.




Пошли и мы с женой. Хотелось посмотреть широко открытыми глазами на разрекламированные в СМИ работы современных «передвижников», концептуалистов и представителей популярного в последние годы актуального искусства. Признаться, будучи зрителем, как мне кажется, довольно искушенным, не ожидал, не предчувствовал никаких откровений, никаких открытий. Вначале мы прошлись по цокольной части музейного комплекса, любуясь фотографиями уже двадцатый год приезжающего в Красноярск швейцарца Пьера-Вильяма Анри. Мастера крепкого, тонкого и точного. Цикл из 50 портретов жителей Поднебесной «Китай в лицах» произвел доброе впечатление. Полагаю, что во многом благодаря уважительному вниманию фотографа к портретируемым.