воскресенье, 19 августа 2012 г.

Что же будет с Родиной и с нами?

Выставка «Неизвестная страна художников» в Красноярске, вопреки гневным и уничижительным высказываниям ревнителей нравственности и художественных канонов, на самом деле — художественно совершенна и «морально устойчива». Более того, выставка явно претендует на звание культурного события благодаря заложенной в ней колоссальной взрывной силе. Представленные в залах культурно-исторического центра (КИЦ) работы способны основательно почистить засоренные стереотипами мозги сограждан. Экспонентов, независимо от стилей, направлений и масштабов дарования, объединяет неподдельная любовь к России, кровное с ней родство и обеспокоенность ее судьбами.
Почему же об этой выставке так мало говорят? Может быть, потому что, в отличие от Новосибирска и Краснодара, здесь ей не сопутствуют скандалы? Вообще, красноярцы, на мой взгляд, поступили мудро, соединив в единую экспозицию привезенную галеристом Маратом Гельманом коллекцию «Родина», вызывающую жестокие споры по всей стране, и работы «местные», в том числе из фондов КИЦ. Объединенной выставке красноярцы дали название «Неизвестная страна художников», что вызвало гнев Гельмана и одобрение простой публики вкупе с краевым начальством. Думается, что это не принципиально. Главное, что только благодаря компромиссу, выставку вообще удалось открыть. Устроители пожертвовали несколькими работами, по мнению их оппонентов якобы «оскорбляющими патриотические чувства» сограждан. Поступились и названием. Впрочем, как мне показалось, посетители воспринимают «Страну» как эвфемизм, и идут на «Родину», пусть и переименованную.




Пошли и мы с женой. Хотелось посмотреть широко открытыми глазами на разрекламированные в СМИ работы современных «передвижников», концептуалистов и представителей популярного в последние годы актуального искусства. Признаться, будучи зрителем, как мне кажется, довольно искушенным, не ожидал, не предчувствовал никаких откровений, никаких открытий. Вначале мы прошлись по цокольной части музейного комплекса, любуясь фотографиями уже двадцатый год приезжающего в Красноярск швейцарца Пьера-Вильяма Анри. Мастера крепкого, тонкого и точного. Цикл из 50 портретов жителей Поднебесной «Китай в лицах» произвел доброе впечатление. Полагаю, что во многом благодаря уважительному вниманию фотографа к портретируемым.

Ньюсмейкер Леонид Брежнев
На втором этаже (его еще называют платформой) я испытал волнение, для сноба непростительное. Полотно Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «2007» впечатляло уже своими размерами. Согласитесь, одно дело — рассматривать репродукцию картины, и совсем другое - лицезреть картину «живьем», тем более что у нее нешуточная длина, одиннадцать метров, и нешуточный сюжет, конструирующий медийное пространство современной России и мира. По сути это многофигурный портрет с изображениями широко известных личностей. Признаться, поначалу озадачила разновеликость персонажей. К примеру, вопреки логике и ранжиру, самыми крупными на полотне изображены Саддам Хуссейн, отравленный полонием полковник ФСБ Литвиненко и Буш-младший. Более того, они занимают на картине центральное место. Ходорковский и Абрамович крупнее Патриарха Алексия II и Леонида Брежнева, выглядывающего из-за плеча Путина, а также Аллы Борисовны Пугачевой (какой пассаж!) Путин с пистолетом меньше по размеру чисто конкретного пацана то ли из лихих 90-х, то ли из современной гопоты. Кепон, дырявый рот, нагловатая улыбка. Видимо, это некий собирательный образ братка, Димона или Вована в натуре... Нет, оказалось, что это реальная личность, блатной рэпер Сява. Ну что ж, страна должна знать своих героев.
Картина, названная не самым тяжелым в истории мира и страны годом, безусловно провокационная и многоплановая. И на некоторые из загадок, загаданные авторами, я так и не смог найти ответа. К примеру, что здесь делает Брежнев? Неужели он до сих пор числится в политических ньюсмейкерах?
Надо сказать, что «2007» размещена на редкость неудачно. Ее невозможно целиком рассмотреть ни с одной точки, ни с одного уровня. Картину заслоняет подвешенная к куполу музейного центра инсталляция «Облако-рай» красноярских художников Владимира Марьясова и Алексея Мартинса. На самом деле — это пенопластовый остов городской новогодней елки, спасенный художниками от уничтожения. На этом же этаже размещена экспозиция центра «Горбыли», совместный проект Сергея Горшкова, Дамира Муратова, Виктор Сачивко (Воронеж, Омск и Красноярск). Художники вместо холста используют картонную гофротару, например, коробку из под электроплиты «Лысьва». На одной из картин изображены кандалы, и называется она весьма символично «Сибирский сувенир». На другой схематически изображено солнце, встающее из-за зарешеченного опять же в виде солнца окошечка кассы. Думается, что одной только иронией смыслы этих картин не объяснить. Все гораздо сложней. Но, как мне кажется, «триединый» авторский взгляд на российскую действительность при всей его тревожности - неизменно добрый, понимающий.
Кругом одни... свои
Картины-тексты Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко «Россия для всех» - это уже следующий уровень. Авторы разборного панно, состоящего из небольших планшетов с именами знаменитостей, поставили перед собой простую цель, заявив о ней уже в названии работы. Художники «расшифровали» национальности большого числа несомненных национальных авторитетов не русского происхождения. В. Жуковский — турок по матери, В. Перов — немец, А. Суворов — швед по отцу. Державин и Куприн — татары. Александр Невский — осетин по матери. А Иисус Христос — еврей и по матери, и по отцу. Весьма, надо признать, актуальная для сегодняшней России работа. Не лишнее напоминание согражданам, что все мы россияне, и русские, и нерусские. И что так было всегда.
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов наверняка запомнятся зрителям работой «Времена года русской живописи». На многометровых полотнах этого таймлайна уютно и совершенно бесконфликтно разместились Пушкин с Петром Великим, Ленин с маршалом Жуковым, репинский Лев Толстой с васнецовской Аленушкой, конь Брюллова и Красный конь Петрова-Водкина вместе с седоками. Серов, Врубель, Рылов, Самохвалов, Пластов, Шагал, Вильямс, Бродский и Решетников. Невообразимый, но вполне «съедобный» винегрет. Живописная викторина на знание российской культуры, доказывающая, что в художественном процессе, равно как и в литературном — важны все участники, не одни только гении. И что авангард очень даже хорошо сочетается с реализмом. В подтверждение этому нерушимому союзу посвящено полотно Дианы Мачулиной «Двойная диверсия». Соцреализм и абстракционизм в нем соединяются в экстазе.
Картина Сергея Калинина и Фарида Богдалова «Заседание федерального собрания» - одна из самых обсуждаемых на выставке. Работа размером 4х9 метров — это полное и дотошное воспроизведение картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». С одной только разницей. Место обер-прокурора Священного Синода Победоносцева занимает Путин, а вместо тогдашней политической элиты - нынешняя, «нулевух» и 90-х годов прошлого века. Депутаты, магнаты, политики, чиновники. Ельцин, Жириновский, Шаймиев, Тулеев, Зюганов, Грызлов, Явлинский... Современным политикам, судя по всему, вполне комфортно в шитых золотом и серебром вицмундирах. Между прочим, картина была написана ещё в далеком 2004 году. Портреты Путина и Медведева, выполненные Владимиром Колесниковым, также посвящена реальной политике. Портрет Путина сделан из факсимильных оттисков подписи Медведева, а портрет Медведева — из факсимиле Путина.
Связь времен и судеб
Подлинным потрясением для меня стало посещение четвертого уровня. Художники Илья Гапонов и Кирилл Котешов, экспонирующие здесь два полотна (2х10 и 2х6 метров), родом из Кузбасса. Используемый ими краситель - это «кузбасслак», раствор каменноугольного пека. От шахтерских портретов из серии «Нулевые люди. Кузбасс» кровь в жилах стынет. Это глубоко трагические, экзистенциальны полотна, повествующие о судьбе земляков. Есть в них какая-то почти мистическая обреченность, связанная с невозможностью перемены участи... Об инсталляции художников на шахтерскую тему говорить еще тяжелее — к горлу ком подкатывает: обгоревшие деревянные шкафчики для переодевания с металлическими кладбищенскими табличками на дверцах, на которых выгравированы имена погибших горняков. Двадцать лет своей жизни, работая на разрезе «Бородинский», я перед сменой оставлял одежду в таких же кабинках. Только, конечно, без табличек... Шахтеры-подземщики каждую смену спускаются в шахту как в последний раз. Горнякам-открытчикам играть с судьбой не приходится, хотя, конечно, и у них труд не из легких и с опасностью сопряжен.
Кстати сказать, разрезу и городу Бородино Красноярского края на этой выставке уделено особое внимание. Направляясь к «Родине», мимо этой экспозиции пройти невозможно. Именуется она «Отечественная война 1812 года в гравюрах», предоставлена КИЦ Альфа-Банком. Экспозиция довольно скромна, включает в себя 62 фоторепродукции гравюр XIX и начала XX века. В основном это безжалостные сатирические произведения, карикатуры на французов, но есть в ней также и вполне серьезные, поражающие точным воспроизведением деталей, портреты императоров Наполеона и Александра, полководцев русской и французской армии плюс изображения батальных сцен, в том числе и Бородинской битвы. Поблизости от гравюр установлен цветной монитор, по которому в постоянном режиме демонстрируется фильм о Бородине и бородинцах. Зачем музейщики «приплюсовали» к экспозиции гравюр мультимедийные средства (звуковой видеофильм с уникальными кадрами аэросъёмки разреза «Бородинский»), думается, большинству зрителей понятно и без комментариев. Это акция, свидетельствующая о непрерывной связи времен и событий, а не только о факте одноименности двух населенных пунктов. Подмосковного села Бородино, где произошла решающая битва войны 1812 года и шахтерского города Бородино, появившегося на карте страны спустя почти полтора века. Напомним, что в прошлом году одной из самых удачных работ биеннале в КИЦ была признана инсталляция «Бородинский уголь» Владимира Селезнева, посвященная этой же теме. Материалом для работы послужила информация о первостроителях Бородино, ссыльных, зэках и вербованных рабочих, в большинстве своем прошедших через ад Отечественной войны 1941-1945 годов. Вот еще одно «странное сближение», важное для понимания ситуации. Рядом с городом Бородино находится село Бородино. По легенде, имя ему дали ссыльные солдаты, участники Отечественной войны 1812 года. Именем села впоследствии назвали и город.
«Ленин в тебе и во мне»
Нельзя не сказать еще об одной экспозиции «двойного назначения». Это часть сохраненной практически в первозданном виде ленинской экспозиции (не будем забывать, что КИЦ — это бывший музей В.И. Ленина). Инсталляция в стиле соц-арт Виталия Комара и Александра Меламида «Мавзолей ленинизма» размещена в одном из ленинских залов. Макет мавзолея Ленина с горящими зловещим красным светом буквами «ленинизм» над входом, охраняют три дюжины маленьких бронзовых лениных. Гнетущее впечатление и от этого объекта, и от самого зала с фотографиями вождя мирового пролетариата в окружении соратников, привело нас с супругой к паническому бегству. Но когда до желанной свободы оставались считанные шаги, нас ожидал еще один макарбический сюрприз — огромная картина с Лениным на смертном одре, окруженным безутешными соратниками: Сталиным, Крупской, Зиновьевым... Жена свои впечатления сформулировала коротко: «Словно в гробу побывали».
После визита к призракам коммунизма, проект «Новые деньги» Елены Китаевой и известного журналиста Леонида Парфёнова мы сочли редкостно оптимистическим.
Российские купюры с портретами людей, которыми Россия гордится — Улановой, Гагарина, Алёхина, Шаляпина, Менделеева — очень даже креативная идея. Об этом некогда говорили и основатели концептуализма: «Искусство — это сила идеи, а не материала».
Остаемся на Родине
Мне понравилось высказывание директора КИЦ Михаила Шубского, очевидно, высоко ценящего интеллект и художественные вкусы красноярцев: «Мы доросли до того, чтобы смотреть любые произведения искусства и их обсуждать». Слава Богу, обсуждать есть что. Современное искусство, в том числе актуальное искусство, представленное на этой выставке бесспорным быть не может уже по определению. Цель данного проекта – познакомить жителей края с самыми яркими его образцами, вовлечь в дискуссию. Среди авторов выставки есть обладатели государственной премии «Инновация», премии им. В. Кандинского. Их работы входят в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Парижского Центра искусства Жоржа Помпиду. Заподозрить их в бездарности вряд ли кто решится. Но, как мне кажется, важнее всего то, что красноярские экспоненты — не «записные», а настоящие патриоты, доказавшие это своим творчеством и участием в философско-историческом дискурсе современности. Болеющие за Отечество, радеющие о нем. И говорящие о нем правду. Какой бы горькой она не была.
В песне «Осень» Юрия Шевчука есть такие слова: «Что же будет с Родиной и с нами?» Ответ прост. Выставку увезут. А мы останемся. На Родине. С Родиной.