пятница, 17 августа 2012 г.

«Заяц» поневоле взыскует справедливого суда

Житель г. Бородино Леонид Конанчук, выехавший из Москвы домой на поезде «Москва-Хабаровск», был, как он считает, незаконно высажен в Костромской области. Пострадавший намерен подать на сотрудников РЖД исковое заявление в суд.
На выход с вещами


Судя по всему, Леонид стал жертвой должностного произвола и чудовищного бездушия. В конце июля он, возвращаясь домой из Москвы, был вынужден покинуть поезд на станции Галич в Костромской области, где оставался почти двое суток. Первопричина инцидента - его билет, купленный за два дня до отъезда на Ленинградском вокзале и ошибочно датированный августом. Легко можно себе представить состояние законопослушного Леонида Львовича, огорошенного известием о том, что он «заяц». Униженный и оскорбленный, он взывал к разуму и совести поездного начальства. Вот его основные доводы: он спешит к больной матери, попавшей в больницу, никаких правил не нарушал, а об ошибке в билете узнал только через девять часов после отправления поезда из Москвы, разбуженный под утро проводницей.
В чем же его вина? По мнению начальника поезда, вина Конанчука в том, что он не проверил текст билета, и в частности время отправления. Но в каких правилах указано, что мы обязаны в деталях изучать содержимое таких документов? Согласитесь, что чаще всего пассажиры априори доверяем билетным кассирам, вооруженным компьютерами, которые, по расхожему мнению, неспособны ошибаться. «Благодаря» ошибке в написании даты, Леонид Конанчук должен был выехать из Москвы не 21 июля, а 21 августа. Напомним, что месяц, так же как и число месяца, пишутся цифрами. То есть кассир вместо «07» ошибочно выбила «08». Леониду надо было сосчитать, какой по счету июль месяц, или знать об этом наверняка. Но главное обратить на эту цифирь внимание. Конанчук внимания не обратил. Точно так же как на момент посадки не обратила внимания и проводница. Не обратила внимания и позже, уже в вагоне, и наконец, не обратила внимания при итоговой контрольной проверке. Заметим, что начальник поезда, настоявший на том, чтобы Леонид покинул поезд, и в чьи обязанности входит обязательная проверка билетов, тоже не обратил внимания, не обнаружил ошибки. Ошибка обнаружилась сама собой. На одной из ближайших после Галича станций на место Леонида должен был сесть пассажир с «правильным» билетом. И Конанчука безжалостно высаживают даже не на узловой станции Александров, находящейся всего в нескольких часах езды от Галича, а именно в захолустном Галиче, где останавливается небольшое число поездов. Выбросили в чистом поле, как выразился Леонид Львович.
Беседа с начальником поезда, по словам Конанчука, больше напоминала допрос. Холеный господин с бородкой, развалясь на скамье, вел себя как хозяин жизни, был высокомерен. Заявил, что в происшедшем виновата в том числе и проводница, которая скорее всего будет уволена. Леонид пытался уговорить начальника, взявшего на себя роль судьи, оставить проводницу в покое, очевидно, уставшую, вымотанную работой и жарой, потому и допустившую ошибку. Но начальник был неумолим. И к своей коллеге, и к невезучему пассажиру. Однако предложил во время 20-минутной стоянки в Галиче сдать Леониду «неправильный» билет, и купить на этот же поезд билет «правильный». Билетов не было. Окончательно забыв о вежливости, хозяин поезда, угрожая полицией, вынудил Конанчука выйти из вагона. «Такова суровая реальность жизни», - «напутствовал» он Леонида Львовича, спускающегося на перрон.
Два мира
В Галиче Конанчук столкнулся с людьми, поведением своим прямо противоположным их коллегам по хабаровскому поезду. «Это были совершенно другие люди, участливые, добросердечные, - вспоминает Леонид. - Они делали все возможное, чтобы облегчить мою участь. И дежурная по вокзалу Наталья Малинина, и билетный кассир Юлия Череватая». Леониду предоставили комнату отдыха на первую ночь, угощали чаем. В высшей степени корректно вел себя охранник Валера. И когда у Леонида закончились деньги, ему разрешили отдыхать в зале ожидания; никто не гнал его с вокзала. «Там вообще никто никого не гоняет, - говорит восхищенный Леонид, - даже бомжиков. Охранник, по просьбе пассажиров, выходящих из здания вокзала, присматривает за оставленными ими вещами». Леониду Львовичу понравился вокзал, комфортный и уютный. И точно такой же уютный патриархальный городок, кстати, один из древнейших в России, с тихими улочками, с двумя автобусными маршрутами, с приветливыми людьми. Леонида просто поразила разница между галичанами и их антиподами из поезда. «Это просто два разных мира», - резюмировал он. Сотрудники вокзала, к сожалению, не могли ему сразу помочь с билетом. Можно было приобрести билеты на купейные места, но денег хватало только на плацкарту. В конце концов билет был приобретен. И Конанчук покинул гостеприимный Галич, напоследок вписав благодарность каждому сотруднику вокзала поименно в книгу жалоб и предложений. Кстати, несколько дней назад Леониду пришло письмо из Северной региональной дирекции вокзалов, где сообщалось, что его благодарность зачитывалась на общем собрании сотрудников. И что они ему за благодарность благодарны.
Знать свои права
На этом злоключения Леонида Конанчука закончились. Домой он ехал тем же хабаровским поездом, но уже с другой поездной бригадой. И ему снова повезло. Душевный человек проводница Екатерина Затонская много общалась с Леонидом, указала на его ошибки и дала несколько дельных советов на будущее. Екатерину Сергеевну возмутило поведение ее коллег. Между прочим, как выразилась она, если бы Леонид обратился к специалистам РЖД по «горячей линии», причем сделал это еще в Галиче, он бы давно был дома. А начальник поезда, изгнавший Леонида, очевидно, мыл бы уже колесные пары в депо. Причем, в лучшем случае. Проводница рассказала, что у нее был подобный инцидент, но они со своим начальником поезда сделали все необходимое, чтобы пассажир добрался до станции назначения без проблем - освободили для него одно из служебных мест. «Это наша святая обязанность - помогать людям решать такие проблемы, - пояснила Екатерина Сергеевна. - А вот вы из поезда не должны были уходить ни в коем случае: свои права надо знать!» Также проводник сообщила, что на всех вокзалах есть бесплатный телефон «горячей линии» (8 800 775 0000), и по каждому обращению пассажиров принимаются скорые, зачастую очень жесткие меры, о чем затем пассажира уведомляют. Потери пассажиров, возникшие по вине железнодорожников, РЖД компенсирует без проволочек.
Тем не менее Леонид, испытавший на себе ненавязчивый сервис российских железных дорог, советует всем, кто отправляется в дальние поездки, обязательно брать с собой палатку, котелок и провизию. В настоящее время Леонид Конанчук вместе с юристами готовится к суду.
Хотелось бы пожелать Леониду Львовичу победы. И над конкретным начальником, и над бесчеловечными абсурдом и подлостью, именующихся суровыми реалиями жизни. Над косностью и рутиной, отупляющими нас. Над унижающими нас безмерно ленью и трусостью, узаконивающими беззакония и усыпляющими нашу совесть. Оправдывающими наши бесправие и покорность. Леонид верит в торжество справедливости, и отстаивая свою честь, готов идти до конца.