среда, 11 июля 2012 г.

Тоталитаризм


Очередная контрошка, на сей раз по политологии.
Может, кому пригодится... Речь идёт, разумеется, не о безосновательном и бескорыстном дарении, дескать "Пользуйтесь, люди!", и, соответственно, не о сплошном и бездумном списывании, а только лишь об ознакомлении с текстом. И о его осмыслении. Как и в большинстве моих контрольных работ, в этой работе немало личного (биографического) и, возможно, личностного.

Введение
1. Политический режим: понятие, признаки, типологизация
  1. Сущностные черты тоталитарного политического режима
  2. Разновидности тоталитаризма
  3. Авторитарный политический режим и его разновидности
Заключение
Список использованной литературы
Практические задания


Введение
Выбор темы контрольной работы продиктован давним интересом автора к данной проблематике. Причины такого особого внимания к истории политических систем и режимов, причём в неизмеримо большей степени, чем к собственно истории, коренятся, очевидно, в неувядающей злободневности происходившего в отдалённом и недавнем политическом прошлом мира, что, по мнению автора, не может не привлекать внимания.
Политические системы и политические институты, формы и методы правления, государственное устройство и партийное взаимодействие, политические режимы и политические лидеры — это на самом деле, конечно, не только история уже свершившегося и, будучи зачастую отринутым современниками, оставшегося навечно во вчерашнем дне. Но также история принятого и укоренившегося в современности, перетекшего в сегодняшний день, ставшего реалиями актуальной политики.
Также одной из причин выбора темы можно назвать её почти родственную «близость» автору. Дело в том, что его предки (отец и мать, деды и бабушки) большую часть своей жизни прожили при советском тоталитаризме (сталинизме). Отец в 1938 году был осуждён по ложному навету как «враг народа», провёл в исправительных лагерях 8 лет... Без преувеличения можно сказать, что тоталитаризм и авторитаризм (одна из бабушек автора родилась в 1893 году, в один год с Мао Дзэдуном) в семье автора были испытаны на личном опыте. Разумеется, негативные подробности жизни при «Великом вожде и учителе» в семье утаивались. Точно так же, впрочем, как и в официальной историографии. Это, безо всякого сомнения, только подогревало интерес и к потаённой истории семьи, и к многострадальной истории России.
Цель и задачи настоящей работы - привести характеристики основных политических режимов новой и новейшей истории, используя традиционные источники (включая вузовские учебники), не «сталкивая лбами» историков и политологов, придерживающихся противоположных взглядов.
Совершенно очевидно, что компромиссная «золотая середина», используемая автором для объяснения существа политических режимов, это, можно сказать, вынужденная мера. Возможно, в результате более подробного изложения взглядов учёных мира (включая полемические, спорные и заведомо неверные), текст контрольной работы получился бы во сто крат более занимательным и информативным... Однако исходя из того, что в учёном мире в отношении авторитаризма и особенно тоталитаризма нет согласия даже на терминологическом уровне, стоит ли уделять внимание всем концепциям политической несвободы? Тем более, что автор вполне согласен со всеми приведённые в работе доводами и выводами специалистов.
Отстаивая своё право на «срединный путь», автор в качестве иллюстрации того, куда мог бы завести «плюрализм» мнений, цитирует статью историка Андрея Раковского «Был ли СССР тоталитарным государством?», опубликованную в научно-публицистическом журнале «Актуальная история»: «При всём обширном использовании термина «тоталитаризм», термин у Арендт так и не расшифровывается. Грубо говоряс использованием термина проблем нет, они возникают, как только попытаешься термин определитьМожно и нужно критиковать Арендт за то, что почти все, что она пишет о СССР, является мифами массового сознания. Арендт и сама понимает, что пользуется сомнительными источниками: «о Советской России мы не имеем почти ничего, кроме спорных источников». И вот такие слухи и домыслы становятся «доказательствами» ее концепции...» (http://actualhistory.ru/polemics_total). Напомним, что Ханна Арендткрупнейший исследователь тоталитаризма.
Политический режим: понятие, признаки, типологизация
Существует несколько определений понятия «политический режим», в основном, схожих друг с другом (особенно у отечественных авторов). В электронной энциклопедии «Википедия» приведено такое определение: «Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период» [4].
Этому определению не противоречит утверждение, приведённое в одном из современных учебных пособий по политологии, где говорится, что политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы [6, с. 260].
В учебнике политологии под редакцией профессора В.И. Буренко утверждается, что институты политической системы связаны между собой отношениями, содержание которых характеризуется понятием «политический
режим». Термин этот был введен в научный оборот в контексте системного анализа политической сферы как средство сравнения политических систем. Политический режим — это способ функционирования политической системы. Понятие это охватывает как институциональный состав, так и отношения, связывающие институты политический системы.
Чаще всего выделяют четыре типа политических режимов: демократический, авторитарный, диктаторский, тоталитарный. Выделяют и другие типы: либеральный, олигархический, монократию, тиранию, демократический авторитаризм, авторитарную демократию, управляемую демократию и т.п.
Одно из наиболее часто используемых противопоставлений — авторитаризм и демократия. По сути дела речь идет о широте участия граждан в осуществлении политической власти: от плебисцитарной демократии, когда все важные решения принимаются прямым волеизъявлением народа, до монократии (власти одного).
Демократии нередко противопоставляют диктатуру и тоталитаризм. Строго говоря, это не отвечает смыслу данных понятий. Под диктаторским режимом естественно понимать жесткую власть, не останавливающуюся перед применением крайних форм насилия. Но применение политического насилия в любых его формах может осуществляться и на демократической основе. Многие примеры урегулирования конфликтов демократическими, по всеобщему признанию, режимами (Англии — в Ольстере, Франции — при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и т.д.) свидетельствуют о том, что демократия и диктатура — понятия не абсолютно противоположные.
На самом деле в противоположность диктаторскому выступает не демократический, а либеральный режим, при котором государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».
Тоталитарный же режим предполагает тотальное, не имеющее разумного оправдания вмешательство государства в частную жизнь людей, в дела гражданского общества. И снова трудно не признать, что тотально в частные интересы, которые должны регулироваться без постороннего вмешательства, можно вмешиваться и демократически. С другой стороны, еще А. Токвиль отмечал, что свобода не связана исключительно с какой-то одной формой политического устройства и встречается не только в демократических государствах. Индивидуальная свобода как противоположность закрепощенному состоянию человека в тоталитарном государстве не может служить отличительным признаком демократии. Тотальному вмешательству политической власти в личную жизнь человека противостоит не демократия, а анархия - отсутствие политической власти (или полный коммунизм по К. Марксу).
Таким образом, любую политическую систему можно представить как образ в трехмерном пространстве политических режимов. Его проекция на одну из осей этого пространства (альтернатива «демократия - авторитаризм») покажет при этом, кому на деле принадлежит политическая власть: народу или единоличному правителю (кто властвует). Проекция на другую ось («либерализм - диктатура») покажет способ реализации государственной власти (как властвует). И по проекции на третью («анархия - тоталитаризм») мы увидим ответ на вопрос о пределах этой власти (над чем властвует).
Современные демократические государства классифицируются в свою очередь по соотношению полномочий президента и парламента: по степени авторитаризма в рамках демократии. Республики по соответствующим признакам делятся на президентские, парламентские и полупрезидентские. К президентским относят республики, в которых президент является главой государства и правительства, назначает и увольняет по своему усмотрению членов правительства, которое ответственно перед ним, имеет право накладывать вето на принимаемые парламентом законы, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона, распускать парламент, вводить в стране чрезвычайное положение, определяет внешнеполитический курс правительства. К президентским республикам из числа современных развитых стран относятся только США, помимо них — большинство стран Центральной и Латинской Америки, Африки, а также Индонезию, Египет...
Для парламентских республик характерно разделение функций главы государства (президент) и исполнительной власти (глава правительства). Соответственно, президент назначает главу и некоторых членов правительства по согласованию с парламентом, а остальных членов правительства — по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Президент не может по своему усмотрению уволить главу правительства, не имеет права накладывать вето на принимаемые парламентом законы, его указы не имеют силы закона. Роспуск парламента президентом возможен в случае выражения последним недоверия правительству. Введение чрезвычайного положения — право исключительно парламента, в сфере внешней политики президент представляет государство и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. К парламентским республикам относят ФРГ, Австрию, Молдову, Израиль, Индию, Венгрию, Словакию, Швейцарию.
В случаях, когда по одним признакам страна относится к числу парламентских, по другим — президентских, республику называют полупрезидентской. Это — Франция, Италия, Чехия, Болгария, Эстония, Армения и др. Под этот признак попадает и Россия.
Политическая система оказывает большое влияние на все общественные процессы. Ее устройство, характер возникающих в ней отношений и связей с другими подсистемами общества, с обществом в целом способны обеспечить стабильность и развитие общества. Для этого политическая система должна соответствовать уровню экономического развития и культуре народа [7, с. 98101].
В размещённой на сайте «Финансовая теория» статье говорится, что в качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.
Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:
  • демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
  • авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;
  • тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.
Безусловно, в реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности.
Кроме того, возможны режимы смешанного и переходного типов, в частности: авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, анархо-демократический, жестко-авторитарный, автократический, смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический [5].
Историк и политолог Олег Елишев выделяет четыре признака демократического, или, вернее, либерально-демократического, режима:
1) свободная деятельность различных партий, объединении, движений, функционирующих в рамках Конституции;
2) идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных идеологических течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии;
3) формирование органов государственной власти выборным путем;
4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.
Признаками недемократических, авторитарных и тоталитарных, режимов по мнению учёного являются:
  1. запрет на деятельность демократических партий и организаций;
  2. отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;
  3. отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;
  1. отсутствие демократических прав и свобод;
  2. массовый террор и власть беззакония в государстве [3].
Часто выделяют и другие политические режимы: диктатура, тирания, феодализм, султанизм, посттоталитаризм, плутократия, феодализм, олигархия, охлократия... Существует несколько типологий политических режимов. Например, типология Б. Курашвили (от тирании до анархии):
  1. Тиранический
  2. Жестко-авторитарный
  3. Авторитарно-демократический
  4. Демократическо-авторитарный
  5. Развернуто демократический
  6. Анархо-демократический
Типология Голосова-Блонделя включает в себя следующие режимы:
  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой)
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий режим)
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий)
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий)
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий)
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий)
Сущностные черты тоталитарного политического режима
Антидемократический политический режим по классификации, которой придерживаются, в частности, российские авторы, делится на тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;
3) устанавливается монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, но закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;
6) создается всеохватывающая системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом.
7) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;
8) господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства;
9) наличие одной официальной идеологии;
10) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации [2].
Попыток ёмко и исчерпывающе точно охарактеризовать тоталитаризм за последние 50 - 70 лет предпринималось немало. Стало быть, тема тотальной, удушающей несвободы по-прежнему остаётся актуальной. Для примера приведём шесть базовых характеристик тоталитаризма, сформулированных К. Фридрихом в работе "Природа тоталитаризма" (1954):
  • официальная идеология, претендующая на охват всех аспектов человеческого существования и ориентируется на достижение извечных целей, например, на создание совершенного общества;
  • массовая партия, которая сливается с государственной бюрократической организацией;
  • монополия партии над эффективными средствами коммуникации;
  • концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия;
  • централизованный контроль и руководство экономикой;
  • система террористической полицейской власти.
Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных структур с государственными и к формированию своеобразного феномена "государство-партия". Сама партия монополизирует право выступать от имени всего общества. Одновременно происходит "растворение" гражданского общества в государстве, все разрешенные общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские организации) обязаны выступать своеобразными "приводными ремнями" в механизме власти партии, приводить ее генеральную линию в жизнь. На вершине пирамиды тоталитарной власти находится харизматичная фигура вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел портрет Б. Муссолини с надписью "Муссолини всегда прав".
Тоталитарная власть распространяет контроль на все стороны жизни человека, включая семейные отношения и сферу отдыха. Как отметила Х. Арендт, при тоталитаризме был реализован принцип "частным лицом остается только тот, кто спит". Таким образом, для тоталитаризма характерна общая статизация - государство-партия осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Поэтому среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма: это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра [8].
Разновидности тоталитаризма
Тоталитарные режимы традиционно разделяют на "левые" и "правые" формы. Правый или право радикальный режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма с середины 20-х до середины 50-х гг.), в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии - Китай периода политики "большого скачка" и "культурной революции" (50-х - середины 70-х pp), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.
Две формы тоталитаризма отличаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в том числе задачами, которые ставят перед массами партии - гегемоны: достижения "народного капитализма" и завоевание мирового господства или построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более "достроен": партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной власти, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу подчинения ее задачей военного производства, централизованного распределения рабочей силы.
Некоторые политологи выделяют третью, теократическое форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989), и в режиме, установленном (теперь уже в прошлом) талибами в Афганистане [8].
Авторитарный политический режим и его разновидности
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Его главное отличие от тоталитарного состоит в том, что авторитарный режим распространяет свои принципы только на сферу государственного аппарата (чиновники, армия и полиция) и параллельно этому продолжает существовать гражданское общество, которое этот государственный аппарат контролирует (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;
8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям) [2].
По своим характерным чертам авторитаризм занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа [2].
Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (павшие режимы С. Хусейна в Ираке, М. Каддафи в Ливии). Еще одна категория авторитарных режимовабсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).
В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.
За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества [1].
Авторитарные режимы могут варьировать от умеренных (режим де Голля во Франции) до открытой военной диктатуры. Однако при авторитаризме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма (Политическая наука: Словарь-справочник. Сост. проф. полит. наук И.И. Санжаревский. - 2010) 
Заключение
Подводя итоги, необходимо обобщить приведённые в контрольной работе данные. Итак, что такое тоталитаризм, и на чём он зиждется? На признании руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры, на господстве официальной идеологии в духовной сфере и принудительном навязывании ее обществу, на всеобщем контроля за поведением индивидов в социальной сфере с применением методов подавления. Кроме того, тоталитаризм — это всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации. И, разумеется, централизованное руководство и управление экономикой. Внутреннюю сущность тоталитаризма образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: "Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии" (Цит. по: Основы политологии. Курс лекций под ред. В.П. Пугачева. - М. – 1994. – С. 203).
Об авторитаризме и тоталитаризме очень точно и хлёстко высказался украинский писатель Сергей Аксёненко (вполне разделяю его взгляды на эти режимы): Если авторитаритарному правителю важно лишь его личное благосостояние и благосостояние его "клана", то для такого правителя главное, чтобы на его власть никто не посягал. Он обеспечивает прочность своей власти, в основном, в сфере политики и в силовой сфере. Ему важно пожить в свое удовольствие, насладиться благами, которые дает власть. Тоталитарный правитель будет день и ночь трудиться ради идеи.
Демократический
правитель, придя к власти, рассуждает примерно так: "Вот получила меня страна -- как бы ей послужить лучше?"
Авторитарный
подумает: "Вот получил я страну -- пусть она мне теперь послужит". Тоталитарный: "Вот теперь мы вместе со страной послужим идее".

Практические задания


Тоталитаризм Авторитаризм
1. Методы осуществления власти Насилие или угроза насилия; насаждение всеобщей идеологии Администрирование, осуществляемое органами исполнительной власти
5. Соблюдение принципа законности, прав и свобод граждан Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не относится к сфере политики... Относительные свободы
6. Наличие... единственной для всех официальной идеологии Официально - одна-единственная идеология Фактическое господство одной идеологии, но в более мягких формах
7. Наличие однопартийной политической системы Массовая политическая партия одна Правящая партия огосударствлена
8. Возможность существования оппозиции и отношение к ней правящей элиты Отрицается, но по сути — запрещена Запрещена
9. Контроль государства за теми или иными сферами общественной жизни, а также за частной жизнью граждан Абсолютный и беспредельный Возможно существование неконтролируемых властью областей общественной жизни
10. Мобилизация масс как средство решения важнейших государственных целей Один из основополагающих принципов. Слияние общественного сознания с властью Отчуждение от власти
11.Отношение государственной власти к развитию рыночной экономики Тотальный контроль за экономикой, практически исключающий рыночные отношения Государственный сектор жестко регламентируется государством. Функционирует в рамках рыночной экономики и уживается с частным предпринимательством
12. Возможность формирования институтов гражданского общества Практически нет Допустимо минимально

Вопросы
1.Как соотносятся понятия «политический режим» и «политическая система»?
Политический режим — это органичная и, можно сказать, основная часть политической системы государства, или, иначе говоря, одна из форм государства, характеризующая пути, средства и методы реализации политической власти. В рамках одной и той же формы правления (республика, монархия и др.), политическая жизнь в разных странах может существенно отличаться по ее содержанию и характеру. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми и промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военными, гражданскими и смешанными; клерикальными, теократическими и др. Политический режим, как государственная форма, более тесно, полно и непосредственно связан с сущностью государства, чем другие его формы.
Политическая система — это целостная совокупность политических процессов и явлений, включающая в себя политическое устройство общества, режим власти (монархия, рабовладельческая, демократическая республика, тоталитарный строй), систему власти - президент, парламент, правительство, наличие политических прав и свобод граждан, политических партий.
2.Какие черты, на ваш взгляд, роднят тоталитарный режим с авторитарным?
Авторитаризм с тоталитаризмом роднят автократический (как правило), не ограниченный законами характер власти, почти полное отсутствие гражданских и политических свобод или их минимальное присутствие (в авторитаризме допускается наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества; в тоталитарном — полное их отсутствие). Нет легитимного механизма преемственности и передачи государственной власти; права граждан и организаций сужены; серьезная политическая оппозиция запрещена; политическое поведение граждан и их организаций подвергнуто строгой регламентации и пр. Авторитаризм в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства.

Тестовое задание:
    • Кто впервые ввёл в политический лексикон термин «тоталитаризм»?
- Муссолини.

Список использованной литературы

  1. Авторитарный режим [Электронный ресурс]. - http://kulturoznanie.ru/politology/avtoritarnyj-rezhim/#more-66
  2. Боброва, С. История России с древнейших времен до 1917 года [Электронный ресурс]: / C. Боброва. - Режим доступа: http://interpretive.ru/dictionary/375/word/
  3. Елишев, С.О. Политические условия демократии [Электронный ресурс]: / С.О. Елишев. - Режим доступа: http://www.zlev.ru/56_4.htm
  4. Политический режим [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Политический_режим
  5. Политический режим [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finteoria.ru/politrezhim.html
  6. Политология [Текст]: учебное пособие; под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова.СПб.: Питер, 2005.560 с.
  7. Политология [Текст]: учебник для вузов; под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева.М.: «Экзамен», 2004.320 с.
  8. Аксёненко, Сергей [Электронный ресурс]: / Сергей Аксёненко. - Режим доступа: http://samlib.ru/a/aksenenko_s_i/totalitarizm.shtml