понедельник, 15 ноября 2010 г.

Культура прирастать будет проектами

Семинар руководителей культуры в г. Бородино, по мнению его участников, оказался на редкость содержательным и взаимополезным. Специалисты клубного дела воочию убедились в действенности социокультурного проектирования, как инструмента финансирования культуры.
12 ноября в ГДК «Угольщик» г. Бородино состоялся итоговый в 2010 г. семинар-совещание руководителей учреждений культуры Красноярского края «Стратегия планирования и перспективы развития клубного дела». В семинаре приняли участие более ста руководителей учреждений культуры, директора клубов, начальники городских и районных отделов культуры, сотрудники Государственного центра народного творчества (ГЦНТ). Среди участников семинара были представители практически всех территорий края, от Эвенкии до Минусинска. Ранее выездные семинары проводились в Канске и Енисейске. В этом году выбор пал на Бородино, и это, конечно, не случайно. Бородинский ГДК в 2010 г. получил краевую субсидию (около 600 тыс. рублей), выступив с проектом «Про день Бородина», имевшего равное отношение и к истории Бородинской битвы 1812 года, и к истории сибирского города горняков. На выделенные деньги бородинцы приобрели дорогостоящие инструменты для муниципального эстрадно-духового оркестра. Кстати сказать, во время экскурсии по ГДК, «семинаристы» побывали и на оркестровой репетиции. В качестве наглядного пособия музыканты показали гостям старые мятые горны, продемонстрировав разницу в звучании с новыми инструментами. На вопрос директоров клубов из Абана и Козульки, насколько острой была нужда в новых инструментах, бородинские духовики ответили не раздумывая: «Острей не бывает». Только благодаря реализованному проекту музыканты обрели «новые дудки». Культработники из нескольких городов и районов края, желающие «завести» духовые оркестры у себя, узнали от бородинских коллег о принципах формирования оркестра, финансирования его деятельности, особенностях репетиционного процесса, работы с партитурой. Столь же информационно насыщенной была беседа с руководителем рок-ансамбля «ОК» Аркадием Поляковым, поведавшего о собственных педагогических инновациях.
О взаимной для всех участников пользе бородинского семинара говорила и директор ГДК Татьяна Шатерникова (руководитель проекта «Про день Бородина»). На ее взгляд, самым ценным на семинаре было живое неформальное общение, когда можно было получить исчерпывающие ответы на самые щепетильные вопросы. К примеру, как, уже имея музыкальные инструменты, привлечь селян к ансамблевому музицированию. Или, положим, как трудоустроить нужного клубу специалиста, выпускника вуза или училища. - Этого ни в одной книжке не почерпнешь, - говорит Татьяна Владимировна, - а у нас об этом говорилось запросто. И вообще, на семинаре все было именно наглядным и предметным. Художники из Дома ремесел проводили мастер-класс. Тут же в фойе демонстрировался фильм КГТРК о нашем проекте «Возвращение к истокам», получившем 3 года назад миллионный грант. Ближе к концу семинара, гостей вовлекли в «Сибирскую вечорку», доказав, что исконно русская игровая культура жива. Организаторы «Вечорки» Иван Петелин и Виктор Авдеев поделились с участниками семинара тонкостями своего проекта, убедив коллег в том, что историческая реконструкция, тем более массового действа, игрища, если она делается с любовью, просто обречена на успех. Это одна из самых плодотворных форм организации досуга, и взрослого, и детского. Компакт-диски с записями «Вечорок» шли нарасхват. Кроме того, сразу несколько коллективов ГДК получили гастрольные предложения. Татьяна Шатерникова подчеркнула, что в нынешних условиях, достаточно суровых с финансово-экономической точки зрения, учреждения культуры способны не только выживать, но и процветать. Без сторонней помощи (города, промышленных предприятий, частных спонсоров), конечно, обойтись трудно. Но благодаря проектной деятельности, можно зарабатывать значительные суммы, развивая культуру, улучшая ее материальную базу. Кстати сказать, этому, в основном, семинар и был посвящен. Об этом говорили в своих докладах и директор ГЦНТ Татьяна Веселина, и заведующая отделом культурно-досуговой деятельности ГЦНТ Наталья Юшкова. Сильное впечатление на участников семинара произвело выступление Олега Сударенко, познакомившего собравшихся с искусством формирования брендов. Для Бородино таким брендом является Бородинская битва. И в городе это отчетливо понимают, используя исторические мотивы в создании оригинального, неповторимого образа города, готовясь достойно отметить 200-летие Бородинского сражения. Любая плодотворная идея, в том числе, и грамотно «раскрученный» бренд, может принести общественную пользу. Столь же неоспорима и финансовая выгода проектного творчества. Бородинцы доказали это на конкретных примерах, своими успехами вдохновив коллег на проектный труд.

Владимир Гревнев
15 ноября 2010 г.