вторник, 13 апреля 2010 г.

«Духовой» и «духовность» — однокоренные слова

Физическое состояние большинства музыкальных инструментов Бородинского муниципального эстрадно-духового оркестра - ниже всякой критики. Практически все медные духовые инструменты оркестра — это инструменты, много лет назад списанные с баланса местной детской школы искусств. То есть в полном смысле этого слова - утиль.

На самом деле, Бородинский оркестр нуждается не только в медных инструментах. При отсутствии на сценах МУП ГДК «Угольщик», где базируется оркестр, стационарных роялей, принадлежащее оркестру аналоговое электропиано «Yamaha», зачастую используется на мероприятиях ГДК. Оркестр же на это время лишается важнейшего инструмента. Нелишней в этом контексте, как нам кажется, будет информация и о том, что деревянные духовые, а также ударные инструменты (drums) принадлежат не ГДК, а музыкантам оркестра — исполнителям на этих инструментах, то есть куплены на их собственные средства. Получается, что в оркестре, за редким исключением, отсутствуют инструменты, приобретенные на муниципальные или краевые средства. Думается, что такое состояние дел никак нельзя считать удовлетворительным. Учитывая, тем более, что большинство из оркестровых инструментов имеют поистине астрономическую стоимость. И не забывая, конечно, о главном: Бородинский эстрадно-духовой оркестр — это не коммерческая организация, а по сути, обычное клубное формирование, проще говоря, самодеятельный коллектив. Кстати сказать, далеко не худший из художественных коллективов края. Существующий уже семь лет в ранге муниципального, Бородинский оркестр 4 года носит звание «Народный», подтвердив его и в нынешнем году. Победы на многочисленных краевых конкурсах и фестивалях, а также достаточно высокая востребованность оркестра в г. Бородино и Рыбинском районе, говорят о его популярности и творческой состоятельности.
Бородинский муниципальный оркестр. Инструменты старые. 2010 г.



Приобретение новых инструментов — это не только техническое перевооружение оркестра и повышение в перспективе его качественных показателей, в частности звуковых. Это, что еще важнее, зримое проявление заботы о музыке и музыкантах, представляющих из себя культурный феномен России. Именно так! Ни больше, ни меньше! Оставленные на несколько десятилетий вниманием государства, духовая музыка и духовые оркестры не утратили существования. Оставались живы фактически вопреки обстоятельствам. Либо как бородинский оркестр, возродились из небытия. Думается, не стоит напоминать об огромном патриотическом и педагогическом значении духовой музыки. Это общеизвестно. Но не лишним будет замечание, что у слов «духовой» и «духовность» - один и тот же корень.
Бородинскому оркестру необходим как минимум полный классический набор медных (начиная от альт-горна, заканчивая тубой В) и деревянных (кларнеты, саксофоны) инструментов. Необходимы также инструменты ритм-секции: фортепиано (электропиано), соло-электрогитара, бас-гитара, ударная установка.
Напомним, что примерно половину репертуара оркестра составляют произведения российской и европейской духовой классики. Но остальные 50 произведений — это эстрадно-джазовый репертуар, в том числе и вокально-инструментальный. Имеющиеся в наличие электроинструменты — явно не удовлетворительного качества. Так же, впрочем, как и средства электроакустики и обработки звука. Поэтому вдобавок к названным выше инструментам, оркестру нужны синтезатор, новые соло и бас-гитары, и в приложение к ним — современная мобильная звукоусиливающая аппаратура (так называемые комбики).
Известно, что вскоре после окончания Отечественной войны, выдающийся музыкальный педагог и пианист Александр Гольденвейзер обратился к И. Сталину с письмом, в котором нарисовал ужасающую картину состояния материальной базы музыкальных учебных заведений и оркестров страны-победителя. А именно, критический недостаток, изначально дурное качество и ветхость музыкального инструментария. Отметив, в частности, что и до войны в СССР практически не выпускались инструменты надлежащего качества, ни фортепиано, ни духовые, Александр Борисович обратил внимание вождя на крайний износ имеющегося в наличие инструментария, в основном иностранного производства. Пафос этого письма к «лучшему другу музыкантов» был направлен на кардинальный пересмотр системы подготовки музыкальных кадров страны. Об обеспечении студентов и профессиональных музыкантов надлежащими инструментами почтенный профессор говорил как о первостепенной задаче. Трудно подготовить хорошего музыканта, обучая его игре на плохом инструменте. И просто немыслимо требовать сколь-нибудь значительных исполнительских результатов от музыканта, пользующегося скверным инструментом.
Разумеется, сказанное имеет прямое отношение к Бородинскому оркестру. Ибо обеспеченность инструментами музыкантов государственных и муниципальных оркестров и ныне оставляет желать лучшего. Бородинские оркестранты, что хуже всего, вынуждены играть даже не на импортном утиле, а утиле отечественном, затрачивая на ремонт инструментов примерно столько же времени, сколько и на концертирование.

Солист и староста Бородинского муниципального эстрадно-духового оркестра, редактор бородинского отдела газеты «ПАНОРАМА» (г. Зеленогорск) Владимир Гревнев

12 апреля 2010 г.