понедельник, 12 апреля 2010 г.

Курс принят

В школе № 3 г. Бородино состоялось второе занятие по пионерному комплексному курсу «Основы религиозной культуры и светской этики». О результатах нововведения говорить еще, конечно, рано, однако включением этого предмета в учебный план довольны, похоже, все. И учителя, и родители учеников. Что и понятно: долгое время огромный пласт мировой культуры и истории в отечественной школе не изучался в должной полноте... Но вот что немало удивило, так это интерес к предмету самих учеников. Курс им явно пришелся по душе. При этом никто из опрошенных мной детей, равно как и взрослых, не пожаловался на физическую или психологическую перегрузку.
Модулей шесть. Основа одна - духовность
Мой визит в школу совпал с переменой. Директор школы Ольга Зевакина и четверо преподавателей курса «Основ» коротко рассказали мне об особенностях этого предмета, объяснив, в частности, почему учителей четверо. - Вообще, мы обучили новому предмету шестерых педагогов, историков и обществоведа, учителей русского языка и литературы, - заметила Ольга Яковлевна. - Дело в том, что этот курс представлен шестью модулями. Таким образом, родителям учеников и, разумеется самим ученикам, в выборе учебной дисциплины была предоставлена большая свобода. Заранее опросив родителей о их предпочтениях, мы сформировали из двух классов 4 группы детей. Так как никто из них не изъявил желания обучаться основам ислама, иудаизма и буддизма, осталось только три модуля. Восемь человек выбрали «Основы православной культуры». Девять - «Основы религиозной культуры». И 38 человек - «Основы светской этики». Самую большую группу, в соответствии с нормой численности класса, поделили надвое.
Похоже, что к «чисто религиозным» модулям бородинцы пока относятся с некоторой опаской. Впрочем, часть четвероклассников полагает, что «Светская этика» — предмет более универсальный, чем остальные, и они получат необходимые знания не только об истории общечеловеческой морали, но и о мировых религиях.
Преподаватель светской этики словесница Любовь Алькова считает, что главное достоинство нового курса даже не в практических знаниях, а в воспитательной функции, заложенной в нем исподволь. Патриотизме, духовности, святости, семейных и общественных ценностях. В том, что, как выразилась Любовь Семеновна, наделяет нашу жизнь высоким смыслом, что дает нам силы выстоять в жизненных испытаниях. - Боюсь, что немалая часть наших сограждан, - сказала она, - находится в состоянии морального паралича. Увы, необратимого. Но дети восприимчивы к доброте и отзывчивы по природе своей. И наша задача - удерживать их в этом свете добра. Я не идеалистка, прекрасно понимаю, что одного нашего курса недостаточно, чтобы привить детям веротерпимость и патриотизм. Но уроки истории культур и религий могут стать мощным толчком к духовному познанию. Коллеги Любови Альковой дополнили ее рассказ собственными наблюдениями и пожеланиями. В нашем обществе, по мнению учителей, нет должного уважения к представителям других культур и религий. Распространяется это, к сожалению, и на детей. Корень многих наших бед, национализма, ксенофобии и расизма, по мнению педагогов, как раз в отсутствии знаний об иноверцах и носителях культур, отличных от нашей. Учителя полагают, что учебный курс должен быть более фундаментальным, и охватывать не две, как сейчас, четверти, а может быть, несколько учебных лет.
Прозвенел звонок. Учителя разошлись по своим кабинетам. И мы с Ольгой Яковлевной поочередно посетили каждый из них. На уроке светской этики Любови Альковой нас тотчас же вовлекли в ролевую игру. Мне выпала роль «папарацци» на пресс-конференции Лили Коструба, минутой раньше избранного «президента России». Одногруппники - «иностранные журналисты» задавали ей каверзные вопросы. Ответы умницы Лили, как мне кажется, была очень даже убедительны. На вопрос, будет ли Третья мировая война, Лиля ответила: - Мы ее предотвратим, сев за стол переговоров с президентами всех стран мира. - Что нужно для дальнейшего развития России? - выкрикнул кто-то из мальчишек-«журналюг». По мнению Лили, необходимо научиться торговать новыми технологиями. - Будет ли нам польза от курса «Основ религии и этики»? - поинтересовались «акулы пера». - Конечно, если и будущие уроки окажутся такими же интересными, как сегодня.
Купола и ласточки
Об интересе к предмету говорили и во второй группе, где изучались основы православной культуры. Артем Червяков признался, что ему хочется узнать и про Будду, но Христос как-то ближе. Как и большинство однокашников, модуль он выбирал вместе с родителями. Его педагог Вера Касимова заметила, что сегодня у них вводный урок, и речь на занятии идет о христианстве вообще и православии, в частности. Затем Вера Петровна обратила мое внимание на одно из наглядных пособий урока, икону Богородицы, вышитую на большом полотне тетей Артема, 6-классницей Аленой. Заметив чуть позже, что я рассматриваю репродукцию картины К. Юона «Купола и ласточки», написанной художником в Троице-Сергиевой лавре, учительница сказала: - Согласитесь, что в этом светлом, добром и праздничном полотне — сама суть православия. Скоро мы с детьми пойдем на экскурсию в бородинский храм преподобного Сергия Радонежского. Мы не пропагандируем религию, как вы понимаете. Но в то же время пытаемся рассказать о ней с доступной нам полнотой, донести до детей самое, на наш взгляд, важное. Моральную, в первую очередь, и гуманитарную сущность православия. Владислав Самозванцев (отличник по виду, в очках и при галстуке) согласился с учительницей в том, что в православии много доброго, но показав на учебник, сказал, нахмурившись, что почти весь его прочел. В учебнике, как сказал Владислав, «чем дальше, тем интереснее», но такой тонкой книжки для образования недостаточно.
В группе «историков религии», как и предполагалось, собрались будущие историки. Ульяна Маслюкова, признавшись в своей своей любви к предмету, на вопрос, православная ли она, ответила загадочно: - Отчасти. Оказалось, что она крещеная, но вопрос о вере для нее все еще открыт, поэтому она и креста нательного не носит. Это, однако, не помешало ей недавно выиграть в конкурсе рисунков «Православие». Иван Ефимкин решительно заявил: - Это мой предмет. Очень нужный, расширяющий горизонты знаний. Охотникова Оля по моей просьбе процитировала свое сочинение о семейном герое — родном деде, уроженце села Ольгино Уярского района, кавалере Ордена Славы II и III степеней Иване Борисове. Кстати сказать, тема, заданная учителем, именовалось «Герои России».
Подводя итоги нашей 40-минутной экскурсии по «светским» и «религиозным» классам, мы с Ольгой Зевакиной сошлись во мнении: этот курс в российской школе не просто уместен, а, можно сказать, жизненно необходим. И что особенно ценно, он уже принят детьми, и принят с воодушевлением.

В. Гревнев
9 апреля 2010 г.