среда, 17 декабря 2008 г.

Родом из мая

Беседовать с бородинским модельером Александрой Сотниковой - сплошное удовольствие. Есть в этой молодой женщине какая-то неподражаемая лёгкость и мягкая теплота, - нечто от «Весны» Сандро Боттичелли. Что-то задушевное, майское... Сообщив об этом Александре, слышу в ответ: «А я ведь и родилась в мае». Впрочем, до этого, многое что объясняющего «признания», было еще далеко... целых два часа тихой непринуждённой беседы.
Начинала «портняжкой»
Панорама: Александра, простите за этот банальный, но, увы, неизбежный вопрос...
Александра Сотникова (смеясь): Вопрос понятен – сезонная мода... Отвечаю: заниженная талия уже не в моде. Зато в моде различные комбинации с джинсами. Допустим, такая: легка длинная полупрозрачная туника и брюки. У мужчин – джинсы, облегающая тело футболка яростно-яркой расцветки. Вот вы, кстати, так и одеты.
Панорама: Выходит, я щёголь? Польщён, весьма польщён... Александра, у вас в Бородине давняя и устойчивая репутация «мастера на все руки», не только модельера...
Сотникова: То, что я владею несколькими портновскими специальностями – это норма. Так и должно быть, тем более, что мне, так же как и моим коллегам по мастерской «Вариант», всему этому пришлось довольно долго обучаться.
Панорама: С чего началось ваше обучение, как вы вообще пришли в профессию?
Сотникова: Все началось с детства. Мама, будучи универсалом-портным и специалистом по декоративно-прикладному искусству, давала мне в течение нескольких лет первые серьёзные уроки нашей профессии... Следующей ступенью было обучение в Красноярске, в республиканской школе модельеров по специальности закройщик-модельер лёгкой верхней женской одежды. В то время, надо сказать, поступить в эту школу, не имея профессионального опыта, было мудрено. Но меня приняли сразу, я ведь еще учась в обычной школе, работала в ателье портняжкой.
Вся наша жизнь – дизайн
Панорама: Приобретя профессию, вы решили отказаться от дальнейшей учёбы?
Сотникова: Напротив. После окончания школы модельеров, я поступила на юрфак Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, и закончила там три курса. В 1999 году перебралась из Красноярска в Бородино. Когда родился сын, учёбу пришлось оставить, но зато обрела прекрасную работу в ГДК «Угольщик». С тех пор и «изобретаю» сценические костюмы для ансамблей и солистов разных жанров. Но об учёбе не забыла. В моих планах вернуться в университет, только уже не на юрфак. Теперь моя цель – получить дизайнерское образование. У меня, кстати, уже есть некоторый опыт декорирования различных помещений, в том числе жилья.
Панорама: О вас говорят, что вы женщина с характером, и в достижении цели – непреклонны... По-моему, похоже на правду.
Сотникова: В нашей жизни многое определено судьбой. Но много и такого, чего можно избежать, что можно поправить. Главное – не плыть безвольно по течению, а пытаться сделать и самого себя, и свою жизнь лучше. Также как и жизнь окружающих. Мы пытаемся гармонизировать жизнь человека, сделать её более удобной и содержательной, то есть, занимаемся дизайном и шитьём не только ради воплощения собственных фантазий.
Панорама: Скажите, вы моделируете и шьёте только для артистов?
Сотникова: Ну почему же? Моей дипломной работой, например, был деловой костюм, который приобрела главный фармацевт Красноярска. Позже, уже в Бородине, после создания швейной мастерской, которой я до недавнего времени руководила, безостановочно моделирую и костюмы и платья, брюки и блузы буквально на все случаи жизни. Моими клиентами были руководители и служащие разреза, заведующая профилакторием «Шахтёр» Татьяна Солоха, нынешняя директор ДК Татьяна Шатерникова, иногородние заказчики. Вообще, заказов у нас, слава богу, много. Последние недели мы, как и все модельеры и швеи страны, работаем со школьницами-выпускницами.
Профессиональное кредо
Панорама: В чем секрет вашей популярности? Не в том ли, что именуется индивидуальным подходом?
Сотникова: Безусловно, ведь каждый человек – личность. И стремлении к точности предлагаемых решений - это наше профессиональное кредо. В нашей профессии, как мне кажется, главное – не украшать, а уважать человека. То есть, не одевать людей скопом в модное и стильное, а подбирать и конструировать одежду для каждого заказчика по отдельности.
Панорама: Признайтесь, часто вам приходится выслушивать похвалы в свой адрес?
Сотникова: Ответ, как вы понимаете, зависит от того, насколько я честолюбива (смеётся. - Автор). Я не считала, - думаю, что немало. Но, согласитесь, не в количестве комплиментов дело. Приятно, когда хвалят за достойное похвалы, а не из вежливости. Особенно приятно, если это похвала от специалиста... Вспоминаю, как работала над костюмами для «Светоча». Это был длительный эксперимент, и в линии, и в комбинировании материалов, и в отделке, главное - в попытках соответствовать идеологии «Светоча»... Руководитель ансамбля Павел Кузнецов ставил передо мной такие задачи и сверхзадачи – не доведи, боже. В общем, получилось, и Павел Владимирович остался доволен... К слову сказать, мои модели прижились и в ДК КрАЗа г. Красноярска. В разработанных мной костюмах выступает и группа «ДДЛ» из Новой Солянки. Продолжают свою жизнь платья в студии бальных танцев ГДК, и костюмы в спектакле «Король Лир» Бородинского народного театра – первом для меня театральном опыте, который в будущем обязательно продолжу.
Панорама: Долог путь от художественной или технологической идеи до её реализации?
Сотникова: Не всегда. Случается, что идея создания модели приходит внезапно, скажем, во время прогулки, и в таких подробностях, что можно сразу приступать к кройке. Любая новая работа – это так увлекательно! Жутко интересно было «колдовать» над костюмами для народных ансамблей «Русалия» и «Красна Русь» (работая над ними, ночи прихватывали). С них все и началось. Тогда же, признаться, появилась и уверенность в собственных силах.
Красоты не бывает слишком много
Панорама: Какие у вас впечатления от Бородина? Насколько он, скажем так, эстетичен?
Сотникова: Вообще, жизнь в больших городах меня никогда не прельщала. И даже в родном Ачинске больше всего привлекали пропитанные духом провинциализма, уютности, обжитости, старые дома и улочки В Бородине все это тоже есть - места, которыми можно любоваться.
Панорама: Кто ваши кумиры среди модельеров?
Сотникова: Кумиров нет. Есть любимые авторы. Юдашкин, например, Шанель, Лагерфельд. Почему? Мне в них импонирует романтизм, и то, что можно назвать практичностью. Они очень человечны, и в этой человечности предельно конкретны, то есть то, что они создали и создают, можно одевать и в театр, и носить повседневно.
Панорама: Скажите, насколько «правильно», на ваш взгляд, одеваются первые лица страны, руководители края, города?
Сотникова: Абсолютно правильно, и Путин, и Хлопонин, и Климов. Так скажу, или у них безукоризненный вкус, или хорошие консультанты.
Панорама: Какие бы вы советы дали нашим модникам и модницам?
Сотникова: Побольше экспериментировать, формируя свой индивидуальный стиль. Носите то, что удобно, что создаёт ощущение комфорта, не заботясь о том, модно это или нет. Такой же плюрализм и с расцветкой тканей, - вот я, к примеру, страшно люблю белый цвет, юные и нежные весенние краски и одновременно, огненно-яркие, солнечные, цветочно-травяные цвета лета.
Панорама: Но ведь летом этих тонов и оттенков и без того предостаточно.
Сотникова: Красоты, так же как и доброты, не бывает слишком много.

Директор ГДК «Угольщик» Татьяна Шатерникова: «Саша Сотникова – одарённая художница и мастерица, преуспевшая как в моделировании одежды, так и в визаже, макияже, вышивке и плетении. Отрадно сознавать, что её творчество востребовано, и от заказчиков нет отбою. Несколько лет назад в Сашиных нарядах щеголяли красноярские модели на презентации косметики фирмы «Oriflame» (персональный заказ). Александра и мой модельер: все, что я ношу, «сочинено» именно ей».

Владимир Гревнёв

Опубликовано в сокращённом виде в газете «Панорама» (г. Зеленогорск) в июне 2007 г.