среда, 17 декабря 2008 г.

Судьба играет человеком. А человек играет... на баяне

Первый заместитель главы г. Бородино, отвечающий за городское хозяйство, Владимир Вершков – человек, конечно, занятой. Тем не менее он находит время и на репетиции, и на выступления перед публикой (не только в кругу семьи и на дружеских вечеринках), не расставаясь с баяном с 12-летнего возраста.
Впервые мы встретились с Владимиром Кузьмичом при довольно-таки необычных обстоятельствах. Зайдя однажды в детскую школу искусств, я услышав льющуюся из актового зала музыку. По всем признакам – играл профессионал. Директор школы Виктор Карпенко, сам сильный баянист, отвечая на мой изумленный вопрос («Неужели это репетирует кто-то из твоих воспитанников?»), только лукаво усмехнулся, предложив заглянуть в зал, и полюбоваться на «юное дарование».
Долгое время Владимир Кузьмич не соглашался на интервью, ссылаясь и на занятость, и на нежелание, как он выразился, «заниматься саморекламой». «Разговорить» его также оказалось делом нелегким.
Панорама: Владимир Кузьмич, неужели вы не понимаете, что ваша нешуточная погруженность в музыку и явное мастерство давно уже переросли рамки простой увлеченности, хобби, как еще у нас говорят? Ведь это, извините, не выпиливание лобзиком, и не коллекционирование этикеток из под вина... И труда требует немалого, и времени. Обратно-таки, таланта. Так что, никакой саморекламы не предполагается. А сам разговор наш, как мне кажется, наверняка для читателей будет и полезным, и поучительным.
В. В.: Хорошо. Уговорили. Насчет труда вы абсолютно правы. Предполагаю, что именно в этом одна из причин того, что в последние годы баян теряет популярность, став «не модным» инструментом. С одной стороны, это, конечно, очень даже огорчительно. А с другой... Тяжелый во всех смыслах инструмент, баян и не может быть слишком популярным. То есть, баянист уже по определению должен быть сильным человеком, а не только усидчивым, скажем, и терпеливым, настойчивым в учебе. Кстати, если говорить об учебе, - это то, чем приходится заниматься всю жизнь. Не только время от времени разучивая новые произведения, или повторяя подзабытые. Нет, именно упражнения играть, гаммы и арпеджио – ежедневная пытка и для учеников ДМШ и студентов консерватории, и святая обязанность для концертирующих музыкантов. Кроме того, для достижения профессиональных целей, музыкант должен добиться того, что называется слитностью с инструментом. С годами баянист и его инструмент становятся как бы единым целым. Человек и его продолжение – баян. В этом задача и психофизиологическая, и эстетическая, конечно. Не всем она по плечу. Но в идеале, инструмент в руках опытного музыканта отвечает всем музыкантским «хотениям».
Панорама: Скажите, как часто вам приходится выступать публично? И перед какой публикой вы выступать предпочитаете?
В. В.: В студенческие годы выступать доводилось часто (Владимир Кузьмич окончил Сибирский технологический институт в Красноярске, несколько лет отучившись также в инженерно строительном институте. - Прим. автора). Заказов было немало. Зарабатывал деньги, а для студента, согласитесь, это очень важно. На свадьбах играл, - не гнушался этими шумными, изнурительными мероприятиями. Участвовал и в мероприятиях более серьезных. Но, к слову, никогда не халтурил. Репетировал всегда подолгу, независимо от того, перед какой публикой предстояло выступать. Закончив вуз, и вернувшись на родину, в Ирбей, играл сольно и вдвоем с земляком Виктором Карпенко. Наш дуэт с ним сохранился до сего дня. Но выступаем мы уже, конечно, пореже...
Панорама: Несолидно как-то в таком возрасте и при таком общественном положении, - в этом причина? А ведь в Ирбее вы также занимали ответственные посты, и главным архитектором были, и начальником строительства, и зам главы администрации...
В. В.: Дело не в должности и не в возрасте. Репетирую я, как и прежде, довольно часто, буквально все свободное время. Другое дело – концерты. Понимаете, то, за что я берусь, что играю – это довольно сложные концертные пьесы... Неподготовленный слушатель предпочитает произведения попроще. Поэтому в последние годы стараюсь на широкой публике появляться пореже.
Панорама: Помнится, вы играли на 8 марта для сотрудниц городской администрации. Это был действительно достаточно узкий круг, «свои», что называется. Обратно-таки для небольшого числа людей вы играли и на День шахтера, накануне Нового года. Более просвещенная публика?
В. В.: Более мне знакомая, прежде всего, и давно уже действительно ставшая своей. Понимаете, у массового слушателя запросы попроще. Мне бы хотелось играть только то, что по душе, понимаете?
Панорама: В вашем репертуаре, насколько я знаю, в основном так называемые виртуозные пьесы. То есть сложные уже по определению. Чего хотя бы стоят «высокоскоростные» «Танец с саблями» Хачатуряна и румынская «Ликурричча» в обработке Максимова. Поделитесь, пожалуйста, тем, как вы достигли такого высокого (а это мнение профессионалов, - не пытайтесь оспорить его!) исполнительского уровня.
В. В.: Петь себе похвалу, даже если и достиг чего-то в жизни, занятие, скажем так, малопочтенное, неблагородное. Понимаю, конечно, что вы не льстите мне... Ответ будет простой, и отчасти он уже прозвучал. В моей жизни было много разных увлечений, но ничто так не притягивало, как музыка. Разумеется, те результаты, которых я достиг, дались немалым трудом. Но без любви к музыке и к баяну, вообще бы ничего не получилось. За плечами у меня только детская музыкальная школа, если говорить о музыкальном образовании... Но я всю жизнь самостоятельно изучал особенности этой профессии. Кроме того, наверняка моему становлению способствовало и общение с музыкантами. Еще будучи подростком, подмечал в игре взрослых определенные тонкости, перенимая их. Анализировал и типичные для непрофессионалов «технологические» ошибки, избегая их в собственной практике. И если начинал свое обучение со стандартного инструмента, то в зрелые годы стал играть только на заказных баянах, - это серьезно сказывается на качестве игры. В общем, прошел, за долгие годы определенные этапы развития. И кое-чему, наверное, научился...
Панорама: О вашем последнем баяне в Бородине легенды слагают. Говорят, что стоит он почти как новый импортный автомобиль, - это правда?
В. В.: Мой «Юпитер» - действительно хороший инструмент, не скрою. Его полное название – универсальный многотембровый готово-выборный баян. Стоит дорого, как и все изготовленные на заказ инструменты. Но мне достался по цене гораздо меньше реальной. Раньше, кстати, люди в очереди годами дожидались исполнения заказа, копили деньги. Теперь цены стали доступнее. Причину этому я уже называл: падение интереса к баянной музыке.
Панорама: Давно не обновляли концертную программу?
В. В.: Недавно совсем начал репетировать «Весенний вальс» Арама Хачатуряна (Помните, музыку из кинофильма «Маскарад»?) Вообще классических произведений в моем репертуаре всегда было немало. Но не меньший интерес вызывала и народная музыка, по сложности, кстати, не уступающая классике. Играть такую музыку не только удовольствие, но и путь к личному совершенствованию. А какой простор она дает для импровизации, - это неописуемо! Очень люблю обработки русских народных произведений Анатолия Шалаева.
Панорама: Согласен, - это высший пилотаж в баянном исполнительстве. Кстати, Шалаев ведь тоже был самоучкой.
В. В.: Сравнивать себя с этим гигантом я, конечно, не вправе. Знаете, если бы таких, как он самоучек было побольше, на нашей эстраде, наверное, не творилось бы того безобразия, той девальвации культуры, которой мы все свидетели. Согласитесь, что в массовой культуре все меньше и меньше остается необходимой чистоты и благородства. А ведь настоящая музыка – это не наркотик, чем она становится сейчас. От нее люди должны становиться здоровее, красивее и внутренне и внешне. Ее предназначение - не только настроение поднимать. Саму среду обитания очищать. В ту пору, когда я работал в Ирбее, можно было такую картину наблюдать. Люди, причастные к культуре, участники художественной самодеятельности, как тогда говорили, они ведь буквально преображались под действием высокого, будь это хоровое пение или занятия в драмкружке. Вы наверное смеяться будете, но это правда... Пить бросали. Вместо бессменных мазутных телогреек одевали то, что подобает уважающим себя людям. Галстуки повязывали... Такая еще функция у культуры – воспитывать в людях ответственность, дисциплинировать. Но кажется, я отвлекся...
Панорама: Нисколько, Владимир Кузьмич. Вполне уместные, как мне показалось, воспоминания. А скажите, как воспринимает супруга ваше увлечение музыкой. Поди и дома музицируете? А ведь баян, как известно, не только тяжелый, но и громкий инструмент?
В. В.: Прекрасно воспринимает. Понимает, что мне постоянно надо быть в форме.

«Панорама», январь 2007 г.