среда, 17 декабря 2008 г.

ЛУЧШЕ СЛЫТЬ БЕЛОЙ ВОРОНОЙ...



Аркадий Поляков – единственный в Бородине (и один из неполного десятка в Красноярском крае) мужчина-дошкольный педагог. Конкретнее, воспитатель детского сада. Еще конкретнее – воспитатель-новатор. О его личной популярности в этой сфере и значимых результатах труда свидетельствуют по-меньшей мере два факта. От желающих устроить своих чад в группу Аркадия нет отбою. Это – раз. Из числа его воспитанников нет ни одного, кто в школе и вузе учился бы кое-как. Это – два.
СВОБОДА. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. ИНТЕРЕС
Около 10 лет назад Аркадий Поляков применил методологические принципы школы Марии Монтессори, организовав первую и до сих пор единственную в городе «Монтессори-группу» из детей от 3 до 7 лет (детский сад «Уголек»). Для сравнения: в далеко не маленьком, в отличие от Бородина, городе Омске, при детсадах действуют всего лишь три «Монтессори-группы»
Немного истории и теории для непосвященных. Мария Монтессори - известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятившая свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. Основным отличием методики Монтессори от традиционных программ дошкольного образования, является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности. «Образовательная среда в наших группах, - говорит Аркадий, - состоит из огромного количества развивающих компонентов и материалов, которые можно подразделить на несколько групп. Это и сенсорное развитие (развитие органов чувств, изучение таких понятий, как форма, цвет, длина, запах, фактура, теплопроводность) и так называемое космическое воспитание (география, история, живая и неживая природа, человек, вселенная), русский язык (развитие речи, чтение, письмо) и математика... Всего не перечислить».
Аркадий Викторович утверждает, что обучение ребенка по методу Монтессори создает базу для развития личности всесторонне развитой, ответственной и... счастливой. Многим ревнителям «классического воспитания» новации Монтессори кажутся чем-то едва-ли не кощунственным. Та свобода, которую предоставляют своим питомцам учителя-новаторы – опасно избыточной. Аркадий по этому поводу говорит так: «Свобода, сопряженная с ответственностью, «обдуманная, рассуждающая» свобода – это наш основополагающий принцип. Мы, учителя, создаем особую – творческую атмосферу в группе. После чего, что называется, уходим в сторону, наблюдаем за процессом самореализации и становления малолетних личностей, изредка внося в него необходимые поправки Наш девиз в устах ребенка прозвучал бы, вероятно, так: «Помоги мне сделать все самому!» Второе необходимое условие – это интерес. Как заметил классик: «Все жанры хороши, кроме скучного» Ребенку не должно быть скучно, скука – противна самой природе человека. Напротив, живой интерес к жизни во всех ее возможных проявлениях – естественная норма. Еще один из принципов «Монтессори-педагогики» - индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием».
О продуктивности работы самого Аркадия Полякова можно говорить, в частности, и языком чисел. Более 25% учеников Аркадия – потенциальные отличники, тогда как по городу в целом – отличники составляют примерно 10%. Вообще, его бывшие питомцы (более 60 человек) – в массе своей удачливые люди, спокойно, без проблем усваивающие школьную науку, и по степени обученности (есть и такой показатель в педагогике) – одни из лучших в школах города.
Детский психолог Марина Дроздова так отзывается об Аркадии Викторовиче: «Аркадий – настоящий профессионал и настоящий мужчина, нет в нем ничего искусственного. Именно поэтому дети к нему и тянутся. Для многих мальчиков, поверьте, он даже больший авторитет, чем собственные отцы» Мама пятилетнего Даниила Короткова Ирина дает личности и трудам воспитателя не менее высокую оценку: «Мы сюда в Бородино, собственно, и приехали из Ростова-на-Дону, чтобы устроиться в группу Полякова. Представьте, у него дети в 2 года делают то, что должны делать в 6-7 лет! Причем., дается им это без особого напряжения сил. После одного года обучения мой сын стал читать. Вообще, много чему обучился... Главное, полюбил труд и творчество»
Надо сказать, что Аркадий Викторович вовсе не адепт одной-единственной образовательной концепции, и уж точно не фанатичный последователь учения Марии Монтессори. Он давно вышел за рамки канона, значительно модифицировав его, «подладив» под себя, под свою индивидуальность (в чем, по его признанию, тоже заслуга Монтессори). Его собственные авторские разработки,большей частью реализованные, получили достойное признание в кругу коллег. Аттестационная комиссия присвоила ему высшую профессиональную категорию. Кстати, случай по-своему уникальный, ведь классическое педагогическое образование Аркадий получил всего три года назад. Получается, что городское начальство явно благоволит к неординарному педагогу, делом доказывающему свою профессиональную состоятельность. Впрочем, о том, каким трудом удалось добиться такого благорасположения, история умалчивает.
ТЕСНО В РАМКАХ
В настоящее время Аркадий Поляков заочно обучается в Российском государственном гуманитарном университете . Тесно ему в рамках одной профессии. Впрочем, профессий у него и сейчас уже несколько, причем - «действующих» В середине 90-х Аркадий закончил школу фольклора в Красноярске. И как музыкант обрел известность не меньшую, чем как педагог. Некогда с ансамблем «Русалия» объездил пол-страны. Теперь концертирует с другим народным ансамблем, «Красна Русь» В обоих ансамблях он выступал сразу в нескольких ролях: как исполнитель на шумовых инструментах (в диапазоне от колокольцев до двуручной пилы «Дружба»), как «на дуде (точнее, на бесчисленных флейточках и рожках) игрец», как плясун и прыгун... Все это ему удается в равной степени удачно.
Слова Бориса Пастернака словно об Аркадии сказаны: «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Он дотошен, «подробен», взыскателен и принципиален, если дело того стоит. Если берется за работу, никто не сомневается, - выполнит ее без сучка и задоринки, расшибется, но сделает. Больше года назад приняли Аркадия в муниципальный эстрадный оркестр. Очень Аркадий нуждался в деньгах, хватался за любую возможность заработать. Семья, ничего не поделаешь,трое детей... Но не деньги, оказывается, для Аркадия главное. «Играть в оркестре – давняя моя мечта», - утверждает он. Часто случается такое, что Аркадий берет ноты домой, - мало ему плановых репетиций. Право, таких требовательных к себе музыкантов оркестр еще не знал.
Еще касательно музыки. В числе изобретений Аркадия Полякова есть так называемый музыкальный конструктор, при помощи которого и ребенок и взрослый легко могут усвоить любые, даже изощренно сложные ритмы, разобраться в самом существе ритмообразования, научиться джазовой пульсации и ритмическим отклонениям. В основу конструктора положена идея прямой аналогии цвета и звука. К сожалению, аркадиево изобретение не удостоилось официальной апробации, хотя и получило высокие оценки специалистов. «Боюсь, придется, учиться еще одной профессии – патентоведению», - вздыхает смеясь Аркадий Викторович.
На вечерних репетициях оркестра Аркадий – сама собранность. Но когда выдается свободная минутка, он мгновенно «впадает в спячку», пробуждаясь под дружный смех коллег именно в нужное время и в «нужном» такте. Немудрено, что сон его временами «вырубает», ведь Аркадий на ногах с 6 часов утра. До 14-и часов занимается с детьми в «Угольке». И почти до 18. 00. в другом детсаду, «Дюймовочке», где он числится педагогом дополнительного образования и преподает детям... шахматы (причем, разумеется, по собственной методике). И на это его хватает!
На вопрос, счастливый ли он человек, Аркадий отвечает улыбкой. После паузы, помедлив, «дополняет» свой ответ: «Знаете, я благодарен судьбе, что в моей жизни так все складывается. Благодарен очень и очень многим людям. Но более всего – своей жене Галине. Она не боится правды, без обиняков, строго и точно указывает на больные места. Галка – настоящий генератор идей, которые мы совместно реализуем. Она... подарок судьбы!»
Комиссовавшись из армии, Аркадий прямиком пошел в школу, где некоторое время работал лаборантом и вожатым, уже тогда сделав выбор в пользу педагогики. Его одноклассник Игорь Амбросенок, выражая общее мнение сверсников, недоумевал и тогда, недоумевает и сейчас: «Аркадий ведь был лучшим из нас. Ему прочили карьеру ученого, а он с детьми возится»
Сам Аркадий безусловно осведомлен о том, как к нему относятся горожане: «Знаю, что неоднозначно. Но я занимаюсь своим делом и поэтому считаю, что лучше слыть белой вороной, чем быть крашенным попугаем. В отношении же того, что моя профессия не мужская, скажу так. А таскать шпалы и махать увесистым путейским молотком – женская? В древности педагогами были только мужчины, в старину и гувернерами и домашними учителями были тоже мужчины. Вообще, до 1917 года процент женщин-педагогов оставался в России ничтожно малым. Согласитесь, у женского воспитания есть свои существенные минусы. Уверен, число женоподобных мальчиков в нашей стране перестанет расти, когда в педагогику придут мужчины»


P. S. Уже материал этот был написан, как в моем кабинете раздался телефонный звонок. Звонил Аркадий Поляков. Оказывается, он забыл сказать, что у него в «Монтессори-группе» есть ребята, научившиеся возводить числа в степень и даже извлекать корни... Чистейшей воды правда! Не удивлюсь, если завтра кто-нибудь из них выведет теорию относительности Эйнштейна и второй бином Ньютона. С таблицей Менделеева в придачу.

«Панорама», июнь 2006 г.